Как жанр фламандский натюрморт 17 века монументален и двулик. На одном полюсе – философское «Думай о времени!», на другом – жизнерадостное «Цени момент!». И в том, и в другом случае предметный мир этих картин – энциклопедия барочной фламандской роскоши, как «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Натюрморты – интерьерный гламур и глянец Фландрии 17 века. Всё представленное – модно, дорого и богато…
Серебряные блюда и кубки – из европейских центров чеканки Нюрнберга и Аугсбурга. На блюдах — выпуклые сюжетные рисунки в центре и обильно украшенные борта. Классические темы плодородия — цветы и фрукты. А это – кубки, из которых не пили, а любовались ими. Популярные формы: виноградная гроздь и экзотическая морская раковина – привет из эпохи Великих географических открытий.
ТАТЬЯНА КОСОУРОВА, куратор выставки, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Такая вот роскошная раковина, которая сама по себе очень красива. Здесь перламутровые отливы на её поверхности, ну и, конечно, монтировка этой раковины — прекрасная работа златокузнецов этого времени. Эта парадная посуда подчёркивала статус владельца.
То и дело фоном для кабинетных натюрмортов служил дорогой интерьерный тренды XVII века — кожаные обои. Атмосфера мрачноватой роскоши с золотистым оттенком. Оттенок создавался из лепестков серебряной фольги, покрытых лаками тёплых тонов. В то время кожаные обои уже не имитировали шёлковые ткани. Напротив, подражали аугсбургской чеканке.
ТАТЬЯНА КОСОУРОВА, куратор выставки, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Поэтому мы видим здесь выступающий рельеф, а если перевернём, то увидим, что пустоты заполнены специальной мастикой, чтобы держать форму.
Экзотические птицы, моллюски, плоды и цветы разбегаются буквально по всем декоративным поверхностям. Фламандские произведения текстильного искусства — не исключение. Вас не удивляет вид тюльпана? Просто вы смотрите из 21 века, а 17 век во Фландрии – век тюльпаномании. Цветок из Малой Азии стоил баснословных денег.
ТАТЬЯНА КОСОУРОВА, куратор выставки, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Для 17 века тюльпан был символичным цветком, и в Голландии разводили тюльпаны. За одну луковицу тюльпана можно было купить дом.
В центре другой вышивки – суд Париса. Но наше внимание – на цветочную гирлянду, обрамляющую сюжет.
Ещё одна мода 17 века – кабинетцы. В данном случае кабинетец спрятан в более поздний шкаф-комод, и получается «шкатулка в шкатулке». Созданные для хранения важных бумаг и документов, в 17 веке кабинетцы превращаются в мини-кунсткамеры и вмещают в себя небольшие частные коллекции красивых, необычных и наполненных смыслами предметов. Всё вместе – это философское размышление о мироздании. И часто для художественного оформления кабинетцев служили сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.
ТАТЬЯНА СЕМЁНОВА, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Вы видите, что середина кабинета состоит тоже из двух створок. Это как бы ещё один внутренний шкафчик. Если мы его откроем, то увидим, что внутренний шкафчик отделан совершенно иначе. Это довольно редкий вид вышивки, рельефной вышивки.
Отражая, казалось бы, всего лишь предметы, фламандские натюрморты вместили в себя главные эстетические и философские взгляды своего времени и своей территории: восхищение природой, удивление дальними странами, стремление к благоденствию. А нас они как будто призывают вернуться к навыку созерцать. Как будто в мерцающем свете свечей, в эпоху до кинематографа и сериалов.