АННА ОРЛОВСКАЯ:

Богатство тонов. Декоративная пышность. Исключительная детализация – в создании цветочных натюрмортов у фламандских мастеров, пожалуй, не было равных! Работая, они проводили долгие часы в подобных цветущих садах. Но только ли эффектного зрелища они желали добиться? Всё куда интереснее!

Натюрморт XVII века – ребус, полный особого символизма, расшифровывать который мы начнём здесь, в Ботаническом саду, где бережно хранят старинные виды растений.
Например, эту розу Мунди — сорт, известный с 1581 года. Она становилась героиней фламандских натюрмортов. Однако собрать такой же букет в наши дни — задача невозможная, уверяют специалисты. Многие сорта навсегда утрачены. Их пышным цветением мы можем любоваться лишь на холстах.

АЛЛА КАПЕЛЯН, ведущий агроном Ботанического сада БИН РАН, куратор коллекции рода Rosa:

Меня поразило в этих цветочных гирляндах — розы меньше, чем тюльпаны. Примерно такого размера. А придя в розарий, поняла — конечно же, они небольшие. В те годы, XVIII век, они ещё не знали крупной чайной розы.

Особая любовь к розовым бутонам в католической Фландрии была связана не только с красотой, но и с назиданием. Белая роза обычно символизировала духовную чистоту, красная — капли крови Христа. Каждый цветок в композиции таил посыл. И хотя значения менялись от картины к картине, зависели от пристрастий заказчика и живописца, чаще всего их определяли священные тексты.

МАРИЯ ЧЕБАНЮК, член Молодёжного консультативного совета Государственного Эрмитажа:

Самыми распространёнными символами являлись христианские символы. Например, белая лилия – это очень яркий образ, который олицетворяет целомудрие, непорочность Девы Марии.

Незабудка же — символ скромности и скоротечности жизни, а хлебный колос — спасение.

МАРИЯ ЧЕБАНЮК, член Молодёжного консультативного совета Государственного Эрмитажа:

Он символизирует таинство причастия, совершаемое в церквях. Фактически — это встреча человека с Богом, поэтому колос напоминает нам о необходимости надежды на будущее.

Послание, заложенное в этом сочном букете, наверняка бы поняли современники Снейдерса. Однако, такой свежестью могли не всегда похвастаться изображаемые фламандцами цветы. Так, поникшие стебли в «Натюрморте с цветами, фруктами и попугаем» кисти Яна Фейта восходит к теме ванитас и напоминает о скоротечности жизни. К слову, в таких композициях чудесным образом часто соседствуют распустившиеся летние и весенние цветы. Что это: лукавство художников?

ВЛАДИСЛАВ СТАТКЕВИЧ, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Государственного Эрмитажа:

Заказчики этой эпохи очень ценили, когда художник может сочетать несочетаемые в природе цветы. Те, которые зацветают в разные сезоны. И Федерико Борромео, давая похвалу Яну Брейгелю-старшему отмечает, что «как прекрасно, что ты смог превозмочь природу, соединив то, что вместе мы видеть не можем».

А потому мастера обращались к ботаническим атласам. Здесь, на выставке «ARS VIVENDI», предстали уникальные хрупкие по своей технике естественно-научные акварели Марии Сибиллы Мериан, созданные ей для ботанических изданий. Смелая исследовательница совершила путешествие в Суринам и открыла растительный мир Южной Америки для европейцев.

ЕКАТЕРИНА БАСАРГИНА, заведующая отделом публикаций и выставочной деятельности Санкт-Петербургского филиала архива Российской академии наук, доктор исторических наук:

Петр I, конечно, был наслышан о мастерстве Марии Сибиллы через своих корреспондентов и агентов, которые были у него повсюду. А в Амстердаме больше всего. Так получилось, что приобретены были рисунки Марии Сибиллы в день её смерти.

АННА ОРЛОВСКАЯ:

Любопытный факт: Мария Сибилла, пожалуй, первая в истории развенчала гипотезу о том, что насекомые рождаются самопроизвольно и спонтанно – из грязи. То, что сейчас известно и ребёнку, в XVIII веке произвело настоящий фурор.

Сажая на цветы насекомых, живописцы нередко подчёркивали мотив греховности всего земного. В наши дни ключ к изящному шифру может подобрать далеко не каждый зритель. Впрочем, фламандский натюрморт — роскошное отражение эпохи барокко — от этого не становится менее притягательным, демонстрируя красоту цветов, как будто источающих аромат.