ПАВЕЛ БОГДАНОВ:

Три часа до Белграда или четыре часа до Стамбула. Нужны только билет и загранпаспорт. Сейчас путешествия превратились в рутину. Но как это было в 17-м веке? Какие документы нужны были для того, чтобы пересечь границу? Какие впечатления оставались у путешественников? И как они их записывали? Уникальные документы из архивов Российской национальной библиотеки!

Например, вот так в 17-м веке выглядела бумага, разрешающая пересечение границы — аналог и паспорта, и визы одновременно.

КСЕНИЯ СОШНИКОВА, научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки, кандидат исторических наук:

Вы видите паспорт, выданный Константину Румфу, который получал позволение из Нидерландов отправиться в Португалию. Вы видите здесь подпись бургомистра. Паспорт обязательно заверялся секретарём, а также скреплялся печатью.

Листок из альбома путешествий протестантского священника позволяет понять, как выглядит голландский Гронинген 17-го столетия. Пусть и небольшой, но достаточно подробный рисунок, в центре которого — башня Святого Мартина, построенная как раз в это время. Примерно тому же периоду принадлежит и Книга пророчеств нидерландского дипломата Карла Гутмана.

КСЕНИЯ СОШНИКОВА, научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки, кандидат исторических наук:

Здесь вообще представлена аллегорическая картина мира. Здесь 4 ветра, и вот на таких вот омарах стоят корабли.

ПАВЕЛ БОГДАНОВ:

Единственный способ для больших путешествий в это время — корабль. Голландцы — настоящие лидеры в судостроении. Они первыми в Европе научились быстро, качественно и недорого строить торговые суда. Развитие технологий позволяет минимизировать количество людей на борту.

У Нидерландов в это время — почти семь сотен различных кораблей. Это больше, чем у всех стран вместе взятых. Благодаря такому развитию судостроения, в страну и попадают те самые экзотические фрукты, животные и предметы, которые мы видим на многочисленных натюрмортах того времени. Но набрать команду для таких путешествий не так просто!

ДМИТРИЙ МИХЕЕВ, доцент кафедры всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат исторических наук:

Мореходных школ практически до середины 17 века ещё по факту нет. Большинство моряков, в особенности капитанов, набираются опыта во время путешествий. Очень большие проблемы существуют с поиском матросов. Лучшими считаются голландцы. У них большой опыт, они все ходят в море с самых юных лет.

А ещё так трудно определить точный маршрут, ведь качественные карты только начинают появляться. И тоже на территории нынешних Нидерландов.

ДМИТРИЙ МИХЕЕВ, доцент кафедры всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат исторических наук:

Любое морское путешествие тогда было опаснее современного полёта в космос. Если говорить о потерях среди экипажа при дальних переходах, то иногда они достигали 50 процентов.

ПАВЕЛ БОГДАНОВ:

Конечно, во время длинных переходов морякам на борту нужно питаться. Горячая еда на борту невозможна, иначе деревянный корабль может просто загореться. Единственная возможность нормально поесть — это заход в порт. Тогда коки со всего мира могут отправиться на кухню для того, чтобы готовить еду для своей команды.

Систему портовых кухонь тоже придумали голландцы. Неслучайно уникальный, восстановленный по оригинальным чертежам музей в Кронштадте, называется «Голландская кухня». Этот опыт Пётр Первый подсмотрел именно в этой стране. В огромном зале — большие печи. В них одновременно могут готовить еду полтора десятка коков со всего мира.

ВАРВАРА ЛУКИНОВА, соавтор проекта «Голландская кухня»:

У коков, кстати, была очень интересная иерархия. Первый кок, который заходил на кухню, самопровозглашался «адмиралом». Второй становился «вице-адмиралом», третий был «полицейским». «Полицейский» следил за порядком — коки не должны были воровать друг у друга продукты, дрова и не должны были драться. «Адмирал» и «вице-адмирал» получали взятки, потому что каждый следующий кок, который хотел зайти на кухню, нёс «адмиралу» бутылку водки.

Рацион пусть и небогатый ( в основном, похлёбки с крупами), но всё равно лучше, чем во время многомесячного плавания.

ВАРВАРА ЛУКИНОВА, соавтор проекта «Голландская кухня»:

Варили всё, что было на корабле. Иногда даже какие-то кожаные изделия, заправляли сухарями, в которых уже возможно завелись червяки, приправляли всё это пивом, ромом, затыкали нос и ели.

Так что паруса, красиво развевающиеся на бескрайних морских просторах, и прекрасные девушки, ждущие на берегу – только на страницах книг. В жизни всё прозаичнее. В дальний путь в XVII веке отправлялись только самые отважные и предприимчивые путешественники.