В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук.

Дарина Шарова, ведущая: Уже около двух десятков петербуржцев с начала сезона пострадали от ожогов борщевика, таковы данные НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе. Все эти случаи произошли с людьми, работавшими на своих дачных участках. Большинство из них занимались уборкой травы и просто не заметили борщевик. Главная опасность борщевика заключается в том, что он может спровоцировать сильнейший ожог на коже. Почему это происходит?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Механизм повреждения кожи при воздействии борщевика объясняется воздействием его сока, содержащего химические компоненты, такие как фуранокумарин, который действует как мощный фотосенсибилизатор. При воздействии ультрафиолетового излучения на кожу происходит разрушительный процесс, который приводит к развитию фотодерматита, а не к классическим ожогам. Фотодерматит может начинаться с буллезной формы и переходить к гнойно-некротической форме в случае тяжелого поражения. Лечением этого заболевания занимаются дерматологи и, при необходимости, хирурги-комбустиологи со специализацией в области целостности кожи.

Михаил Спичка, ведущий: Но чтобы эта травма развилась, обязательно, чтобы на нее падали солнечные лучи?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Существует два необходимых условия для возникновения травмы на коже. Первое условие — воздействие сока растения борщевика, а второе условие — избыточная инсоляция. Необходимо иметь в виду, что негативные последствия могут быть вызваны не только соком борщевика, но и другими растениями с подобными свойствами. В литературе и медицине широко известна концепция лугового дерматита, который проявляется при контакте с фотосенсибилизаторами, присутствующими в некоторых растениях.

Дарина Шарова, ведущая: Правильно ли мы понимаем, что, если сок ядовитого растения попал на кожу, но при этом инсоляции с солнцем не произошло, никакого ожога не будет?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Совершенно верно. В случае, когда человек прикасается к ядовитому растению и сразу узнает его, это означает, что он знаком с ним, или в том случае, если была пасмурная погода и люди не были под солнцем, а были в помещении, тогда это поражение может произойти, либо быть незначительным.

Михаил Спичка, ведущий: Всегда ли человек может распознать, что он уже обожжен борщевиком или это не всегда так очевидно?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Совершенно не очевидно, потому что первичный контакт с его соком совершенно безболезненный, а все патологические изменения на коже развиваются спустя часы, а может быть и сутки.

Дарина Шарова, ведущая: По каким признакам мы можем заподозрить у себя все-таки этот ожог?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Когда у человека начинает болеть, он обычно обращает на это внимание, что является типичной реакцией. Спустя часы появляется боль, отек, покраснение, человек, разумеется, на это обращает внимание.

Михаил Спичка, ведущий: Пузыри могут появиться?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Разумеется, возникновение пузырей на коже может занять не только первые часы, но и более продолжительное время — сутки, двое суток, трое суток. Является проявлением повреждения кожи, которое постепенно развивается, в отличие от моментального образования пузырей, например, при ожоге высокотемпературным реагентом.

Дарина Шарова, ведущая: Если мы понимаем, что сок ядовитого растения попал на кожу, можем ли мы оказать какую-то первую помощь самостоятельно? Что делать в этой ситуации?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: С точки зрения здравого смысла нужно удалить сок, влажным способом, не трите его и не распределяйте по коже. Необходимо тщательно мыть кожу проточной водой с мылом в течение длительного времени, избегая пребывания на солнце. Желательно проводить эту процедуру в темном помещении, чтобы избежать инсоляции. В случае поражения кожи следует накладывать толстые бинтовые повязки для предотвращения избыточной инсоляции.

Дарина Шарова, ведущая: Можно ли после обработки ожога использовать какой-то крем жирный, защитный?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Если речь идет о термине ожог, то рекомендуется в данной ситуации избегать применения мазей для заживления ран, избегать чтения информации в интернете и обращения к специалистам, которые представлены в сети, вместо этого следует обратиться к дерматологу или специалисту по ожогам для консультации.

Михаил Спичка, ведущий: Бывает ли случай, когда пациента приходится госпитализировать, настолько серьезные у него ожоги?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: Мы сталкиваемся с ситуацией, когда многие пациенты, обратившиеся к нам, требуют госпитализации из-за серьезности поражения, его обширности, а также из-за общей реакции организма на травму. Ежегодно нам приходится госпитализировать около двадцати-тридцати таких пациентов. Хотя некоторым из них удается получить амбулаторную помощь, большинство все же требует госпитализации. Причиной этому, к сожалению, является то, что люди не всегда осознают серьезность ситуации и не обращают внимания на предупреждения, что может привести к последующим негативным последствиям.

Дарина Шарова, ведущая: Как долго происходит процесс восстановления?

Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, доктор медицинских наук: В обычных ситуациях, через пару недель могут проявиться последствия в виде гиперпигментации в области воздействия сока, но после этого обычно происходит заживление. Однако, в редких случаях возможно развитие некротических изменений в коже, что является исключением и требует проведения процедур восстановления с использованием методов кожной пластики.