Более 18 тысяч сотрудников Петербургского метро обеспечивают наши комфорт и безопасность. Готовят их в Технической школе: обучают всех – от кассиров до машинистов состава. У них – и у машинистов эскалатора – самые долгие курсы – полгода. В классе стоит настоящая кабина, в которой студенты делают свои первые шаги в профессию.

Видно растёт скорость — и вот за стеклом переключатель положений включается. Колеса быстрее крутятся да.

На этом симуляторе можно воочию увидеть, что происходит под вагоном, когда переключаешь скорость, нажимаешь на рычаг или кнопку. И пусть в кабине машиниста их не так много, важно знать, что стоит за каждой из них. Кроме таких занятий в течение трех месяцев — изучение особенностей составов. Ведь синие вагоны, которые ласково называют «сгущёнкой», отличаются от современных «Невы» или «Юбилейного». Изучают и правила

Ловим рейку, это главное. Двери открываем, все сегменты покраснели, это значит все двери открыты. Время отправления подходит, говорим «Зелёный сорок».

СЕРГЕЙ ЛЮСИН, стажёр-машинист:
Первый раз я оказался в кабине машиниста — где-то неделю мы учились и была такая тестовая поездка. Мы также приехали, нас прикрепили к машинисту и мы могли с ним весь день провести, понять как он работает. У меня первое ощущение было — интересно!

Но чтобы просто попасть в кабину машиниста даже в качестве стажера, нужно пройти большой путь: сначала — медицинский отбор. Одно из важнейших требований — идеальное зрение, обязательно «единичка» на оба глаза. Затем — психологические тесты. Из 400 кандидатов в группу попадают всего 20 человек. Ведь работа трудная и ответственная, за смену машинист проезжает около 300 километров и перевозит десятки тысяч пассажиров.

СЕРГЕЙ ЛЮСИН, стажёр-машинист:
Ты постоянно поддерживаешь повышенный уровень концентрации. Скоростной режим, светофоры — очень внимательно за всем этим следишь. Машинисты подъезжают к станции всегда такие сосредоточенные. И это довольно тяжело.

ДЕНИС ФУКАЛОВ, машинист 1 класса:
У нас на работе ещё постоянно идут аварийные игры. Машинист в процессе работы ещё учится.

Аварийные игры — это специальная проверка, чтобы увидеть, как человек реагирует в внештатной ситуации. И это касается не только машинистов состава. Ежегодно сотрудники метрополитена повышают квалификацию, а новые – проходят полный курс обучения. Всего это 10 тысяч человек в год. Занятия в технической школе проводят сами сотрудники подземки. Ведь в каждой специальности свои нюансы — так, в одном кабинете стоит настоящая будка дежурного по эскалатору, где тренируют известную каждому, кто хоть раз спускался в метро, фразу — не бегите по эскалатору.

ДМИТРИЙ ДОБРЕНКО, заместитель начальника Технического школы Петербургского метрополитена:
Некоторые пассажиры подразумевают, что она еще и педали крутит. На самом деле она включает и выключает управление эскалатором, задает направление вверх-вниз, управляет перекрывателями.

А вы знали, что скорость эскалатора — 75 сантиметров в секунду? Следит за этим уже не дежурный, а машинист эскалатора. Считается, что эскалатор — не менее сложная машина, чем поезд. О ней надо знать всё.

ДМИТРИЙ ДОБРЕНКО, заместитель начальника Технического школы Петербургского метрополитена:
Это те самые ступени: вот поверхность, и ролики, на которых они скользят по рельсам. Ступени связаны в единую цепь при помощи звеньев цепи. Как у велосипеда, только в 50 раз толще.

12 часовую смену машинист эскалатора проводит в машинном зале, который находится под пассажирами. Наверное поэтому среди представителей этой профессии девушек пока нет. А вот составами они, начиная с прошлого года, уже управляют. И представительниц прекрасного пола становится всё больше.