В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Казаков, исполнительный директор Регионального Отделения Российского Военно-исторического общества в Ленинградской области.
Михаил Спичка, ведущий: В Ленинградской области водолазы подняли со дна Ладожского озера советский грузовой автомобиль ЗИС-5, который затонул во время Великой Отечественной войны. Как была сделана эта находка? Почему именно в эту точку Ладожского озера отправились поисковики с подводным оборудованием?
Владимир Казаков, исполнительный директор Регионального Отделения Российского Военно-исторического общества в Ленинградской области: Озеро у нас большое, и такие поиски происходят уже много лет. Сейчас появилось достаточно современных технологий для таких поисков. Работают над этим и в Министерстве обороны, и коллеги с флота, и группы компаний, что занимаются дайвингом, и энтузиасты, которые любят военную историю. Наиболее интересные места — это линия Дороги жизни, известная всем нам. Она соединяла Большую и Малую землю, это блокадный участок, по которому зимой шли автомобили, лошади, а в период навигации шли различные корабли, баржи, которые перевозили по этому направлению грузы. В случаях, когда проваливался лёд, техника оставалась на этой линии, что и вызывает интерес, о котором вы спрашиваете. ЗИС-5 был найден там же.
Михаил Спичка, ведущий: Мы Дорогу жизни больше воспринимаем как дорогу, по которой ходили «полуторки».
Дарина Шарова, ведущая: Что представляет собой модель ЗИС-5, и как она выглядит?
Владимир Казаков, исполнительный директор Регионального Отделения Российского Военно-исторического общества в Ленинградской области: Да, ГАЗ — это знаменитые машины, их массово выпускали в то время. Грузовик, который весил 1,5 тонны и перевозил военную технику, людей, продукты. ЗИС-5 — это трехтонный автомобиль, он выпускался в Москве на бывшем заводе АМО. Данных автомобилей было чуть меньше, чем «полуторок». Они активно работали, и их находка вызывает особое внимание, интерес и желание поднять находку.
Дарина Шарова, ведущая: Можно сейчас установить какой груз вёз этот автомобиль?
Владимир Казаков, исполнительный директор Регионального Отделения Российского Военно-исторического общества в Ленинградской области: Автомобиль провёл под водой 80 лет, глубина около 6 метров, зимние и летние течения не оставляют грузу шансов. Именно в этой находке нас ждала неожиданная часть — это лыжи от самолёта или аэросаней. Такие лыжи мы можем видеть на редких фотографиях того времени. На них перевозили пушки, телеги, устанавливали под передние оси автомобилей зимой. Они требовались для движения по целине, а Дорога жизни была накатанной. Данный автомобиль попал под лёд на определённой скорости, потому что кабина развалена, кузов сгнил, но всё остальное осталось в хорошем состоянии.
Дарина Шарова, ведущая: Какова дальнейшая судьба этого автомобиля, может ли он найти своё место в музее?
Владимир Казаков, исполнительный директор Регионального Отделения Российского Военно-исторического общества в Ленинградской области: Он обязательно найдёт своё место в музее. У таких находок может быть 3 версии их дальнейшей судьбы. Самое лёгкое — это достать и в таком состоянии показывать зрителю. Второй вариант — довести автомобиль практически до идеального состояния. Третий вариант — это как в кино: с потёртостями, трещинами, прострелами, и мы, смотря на него, оказываемся в 1943 году на Дороге жизни. Любой из этих вариантов интересен. К реставрации данного автомобиля уже приступил Музей «Битва за Ленинград» и там уже будут решать, какой путь для него выбрать.