ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:

Пушкин, как бы мы сейчас сказали, всегда был на стиле и уж точно в моде разбирался. Свидетельство тому – описания и упоминания предметов одежды в произведениях поэта. Чего стоит хрестоматийный боливар. Как бы мог одеваться сам Александр Сергеевич и его герои в наши дни и какой видится его эпоха известным дизайнерам? Ответим на эти вопросы на традиционном театрализованном дефиле «Ассоциации».

В декорациях величественного Екатерининского парка модный показ проходит уже в 14 раз. Тема года — «Пушкин — вечная классика». Результаты творческих поисков модельеров представлены сразу на пяти площадках роскошного зеленого оазиса, который сам по себе — напрямую связан с именем главного героя дефиле этого года.

ОЛЬГА ТАРАТЫНОВА, директор Государственного музеязаповедника «Царское Село»:

Александр Сергеевич гулял здесь, он здесь вырос, как поэт сформировался, как вот такой классический русский романтический поэт. И в общем я считаю, что его талант зародился именно в наших садах. Мы понимаем посвящение творчеству Пушкина как не только попытка модельеров проиллюстрировать, может быть, моду той эпохи начала XIX века, но и как-то может быть отозваться на его произведения. То есть тема достаточно широко трактуемая.

Среди Фрейлинского садика вдохновенно прогуливаются, читая строки Пушкина, модели. Их изящные наряды — будто листы черновиков гения — в рисунках и набросках фраз. Таким образом, по мнению Татьяны Парфёновой, одной из постоянных участниц «Ассоциаций», могли бы одеваться почитательницы поэта. «Фан-клуб АСП» — именно так называется коллекция.

ТАТЬЯНА ПАРФЁНОВА, дизайнер одежды:

Использованы его почерк как живопись, его рисунки на полях. Вот и девочки, они как странички книги одного формата, но разного содержания. Рисунки Пушкина настолько гениальны, и такая графика, что они просто на уровне рембрандтовских, очень красиво. Я его люблю, и прозу, и поэзию. Он абсолютный гений.

«Поверх текучих вод Лебедь белая плывет». О, вернее, не одна — десятки прекрасных лебедей плывут по Зеркальному пруду Екатерининского парка. Александру Гапанович, дебютантку проекта этого года, при создании коллекции вдохновила «Сказка о Царе Салтане».

АЛЕКСАНДРА ГАПАНОВИЧ, дизайнер одежды:

Пушкин — это наше всё. И для меня лично это имеет большое значение. И коллекция называется «Царь-девица». Как раз Пушкин изначально в своих черновиках, где-то мы нашли записи, что он хотел сказку назвать не «Сказка о Царе Салтане», а «Царь-девица» или «Царевна-лебедь». То есть у него были такие поиски изначально. Когда Пушкин описывает: «и во лбу звезда горит». И я так помню, как этот образ запечатлелся у меня в голове, пожалуй, больше, чем все остальные. И это, наверное, какая-то такая детская история девочки. Хотелось её визуализировать и физически её создать, как я её вижу.

Интересно, что, если бы Онегин, который «в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт», жил, как и Пиковая дама, Герман и другие герои, в XXI веке? Владимир Бухинник показал, как бы могли одеваться персонажи Пушкина, отправляясь на моцион в наши дни. Для дизайнера это также первое участие в «Ассоциациях».

ВЛАДИМИР БУХИННИК, дизайнер одежды:

Это было дико волнительно, потому что, во-первых, такие мэтры участвуют — Татьяна Парфёнова, Лилия Кисиленко, Стас Лопаткин. Очень волнительно, понимая, что здесь ступал сам Александр Сергеевич, конечно. Александр Сергеевич нам помогал. Да я думаю, что он меня и в Царское село привёл. Я когда коллекцию делал, я очень много и почитал, и послушал. Я даже «Евгения Онегина», естественно, в школе мы все читали, я перечитал с таким просто запалом, потому что для меня это был просто другой роман сейчас.

В этом году на «Ассоциациях» была высокая концентрация кудрей и цилиндров, а также — изящных нарядов. Хочется верить, что Александру Сергеевичу пришлась бы по душе такая одежда — современная и в то же время — с деталями исторического костюма; преисполненная вдохновением и любовью к поэту, его трудам и эпохе. Пушкин — вечная классика. И это доказано.