Впервые в Петербурге открылось кафе 23 апреля 1841 года. Двадцатилетний швейцарец Доминик Риц-а-Порта прибыл в Петербург и, оглядев его гастрономический ландшафт, понял в городе предостаточно дорогих ресторанов и кондитерских, а с другой стороны — дешёвых трактиров. Тогда он решил открыть нечто среднее: бюджетное, но со вкусом. Но поскольку в России ничего подобного прежде не было, то чтобы удовлетворить просьбу швейцарца учредить кафе, потребовался специальный закон, подписанный Николаем I.
Кафе, которое разместилось на Невском проспекте и названо в честь его основателя «Доминик» быстро стало чрезвычайно популярно. Первый из «доминиканцев» – так называли себя завсегдатаи кафе, Михаил Салтыков-Щедрин даже ворчал «народу пропасть, ходят-бродят, один вышел — другой вошёл».
Прославился «Доминик» не только вкусными пирожными, растегаями и кулебяками по доступным ценам, — это был своего рода клуб поклонников шахматной игры. Под стук бильярдных шаров и костяшек домино, раздававшихся из соседних комнат, на трёх-четырёх столиках шли настоящие шахматные баталии. Основоположник русской шахматной школы Михаил Чигорин, про которого говорили, что он прорубил окно в Европу для русских шахматистов, своё боевое крещение получил именно в кафе на Невском, 24. Так Петербург стал и остаётся не только гастрономической, но и шахматной столицей России.