В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.
Дарина Шарова, ведущая: По данным городского Главного управления МВД, за последний год количество правонарушений и преступлений, связанных с каршерингом, в Санкт-Петербурге выросло почти в два раза. Громкие аварии с участием арендованных машин происходят в нашем городе регулярно.
Михаил Спичка, ведущий: Жители Петербурга все чаще пересаживаются с личного транспорта на арендованный. По прогнозам аналитиков, рынок каршеринга к концу этого года должен вырасти на 40%, а количество поездок вырастет вдвое. В чем причина?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Каршеринг — это очень удобно. Не нужно беспокоиться о состоянии автомобиля, менять резину, мыть машину и заправлять. Ровно в этой же плоскости находится и набор рисков, которые связаны с опасностью использования каршеринга.
Дарина Шарова, ведущая: Количество аварий продолжает расти. Следствие ли это повышения спроса на эту услугу?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Определенные математические привязки есть. Чем больше поездок, тем больше рисков и тем больше дорожно-транспортных происшествий. Мое мнение, что тут симбиоз причин. Таких как: низкое качество подготовки в автошколах, потому как в большинстве случаев основными пользователями каршеринга являются начинающие водители. Есть компании, которые допускают водителей со стажем в 3 года, но бывают и люди, у которых стаж по документам большой, а за руль они садятся впервые. Еще водители, садясь в другое авто, испытывают определенный эргономический стресс, потому что по-новому расположены органы управления, другая динамика работы педалей, другое расположение приборов, другие «мертвые» зоны. Водитель каршеринга не знает, как обстоят дела с механизацией машины, он оценивает только внешний вид и чистоту салона.
Дарина Шарова, ведущая: Есть ли в машинах каршеринга аптечка, знак аварийной остановки и огнетушитель?
Дмитрий Попов, автоэксперт: С 1 сентября прошлого года не обязательно возить с собой аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. В перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля, эти комплектующие отсутствуют.
Михаил Спичка, ведущий: На какие уловки могут идти каршеринговые компании, чтобы получить больше денег с клиентов?
Дмитрий Попов, автоэксперт: У каршеринговых компаний, как правило, большое пользовательское соглашение, и в нем предусмотрены штрафы. Данный вопрос — один из тех, который мешает мне системно пользоваться каршерингом, потому как я не доверяю тому автомобилю, что мне достался. Можно сфотографировать все вмятины и царапины, но как оценить механическую часть? В таком случае можно стать заложником ситуации, когда поломка произошла не при тебе, а разбираться и платить штраф придется самому.
Михаил Спичка, ведущий: Что делать в такой ситуации, как доказать свою невиновность и обезопасить себя?
Дмитрий Попов, автоэксперт: При наступлении такого события необходимо остановить поездку и написать в техническую поддержку каршеринговой компании. Описать ситуацию. Поверит ли каршеринговая компания, что все произошло в движении у вас, или это накопленный эффект усталости технических или иных узлов агрегатов? Сомневаюсь. Часто каршеринговые компании выставляют штрафы по ситуациям, которые не являются однозначными с точки зрения причиненного вреда транспортному средству.
Дарина Шарова, ведущая: Получается, что себя никак не обезопасить?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Доказать невиновность очень сложно.
Дарина Шарова, ведущая: Делается ли что-то для безопасности других водителей?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Каршеринговые компании утверждают, что они сейчас при помощи нейросетей проверяют образ человека, который сел за руль автомобиля. Сверяют его с тем, что есть в аккаунте. К езде в нетрезвом виде много вопросов, потому как там человек не проверяется перед поездкой, и можно смело утверждать, что выпил уже после поездки.