В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Владимир Андрианов, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, к. т. н.

Василий Киров, ведущий: Более 80% россиян регулярно получают спам-звонки и сообщения. Только по данным одного сотового оператора, их число достигло в прошлом году 8 миллиардов. В качестве основной причины такого роста эксперты называют массовые утечки личных данных. Насколько безобидны такие спам-звонки с предложениями услуг?

Владимир Андрианов, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, к. т. н.: Спам — это аббревиатура перченой ветчины Space Ham. В 1937 году одна из британских компаний выпустила консервы с перченной ветчиной и сделала очень сильную рекламу, которая всем надоела. Сокращенно это СПАМ. Отсюда и пошло, что агрессивная реклама — это спам.

Василий Киров, ведущий: Зачастую ведь мошенники используют рекламу, чтобы получить наши персональные данные.

Владимир Андрианов, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, к. т. н.: Когда у вас звонит телефон и обращение к вам предполагает какую-то ответную реакцию или диалог в любой форме, то лучше закончить такой разговор. 

Людмила Ширяева, ведущая: Какие фразы во время телефонного разговора должны насторожить? 

Владимир Андрианов, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, к. т. н.: Технологии не стоят на месте, и сейчас интеллектуальные сети моделируют голос. Поэтому для мошенников еще год назад было актуально получить от вас голос, чтобы в дальнейшем использовать при банковских операциях, то сейчас это уже отходит на второй план. Однако должно насторожить, когда от вас требуется постоянно однозначный ответ. Просьба представиться тоже часто сводит разговор к концу.

Людмила Ширяева, ведущая: Когда мне звонят с незнакомого номера, я поднимаю трубку и молчу. Количество спам звонков сокращается. Может ли такой способ работать?

Владимир Андрианов, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, к. т. н.: Может. Как вариант, еще можно вводить мошенников в заблуждение говоря, что вы не тот, кому они звонят. Как правило, мошенник теряется и вешает трубку. 

Василий Киров, ведущий: Можно ли избежать вообще этих звонков?

Владимир Андрианов, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, к. т. н.: Самый простой способ, не очень технологичный — это послать всех подальше и записать в черный список. Можно поставить специальное программное обеспечение, а лучше несколько. Они будут выявлять по существующим технологиям спам-звонки, гасить их и заносить в базу данных. Повторно уже через эту базу данных звонок не пройдет.

Василий Киров, ведущий: Раньше мошенникам нужны были наши персональные данные, а сейчас им нужен наш голос.

Владимир Андрианов, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, к. т. н.: Да, не нужно вступать с ними в диалоги, стараться меньше говорить с ними. Потому что чем больше вы говорите, тем больше вы нарабатываете звуковую, фонетическую базу вашего голоса. Тем проще мошенникам смоделировать текст, который им нужен для обращения в банк, и снять ваши деньги.