В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Диана Кабардокова, юрист.

Василий Киров, ведущий: Более 80% россиян регулярно получают спам-звонки и сообщения. Только по данным одного сотового оператора, их число достигло в прошлом году 8 миллиардов. В качестве основной причины такого роста эксперты называют массовые утечки личных данных.

Людмила Ширяева, ведущая: С 17 апреля вводятся штрафы за спам-звонки до 1 миллиона рублей. Если вводится наказание за спам-звонки, значит, есть юридическое определение, что это такое, ведь так?

Диана Кабардокова, юрист: Все верно. В 2007 году нам еще законодатель дал определение, что же такое спам — тематические сообщения, отправленные неопределенному кругу абонентов, доставленные без его согласия. Им же могут быть рассылки, рекламы, даже прогноз погоды и курсы валют, на которые вы не соглашались и не подписывались, тоже считаются спамом.

Василий Киров, ведущий: Есть ли разница, например, во время спам-звонка записан голос так называемого робота или какая-то готовая запись, или же на другом конце провода действительно живой человек, который рекламирует какие-то товары и услуги?

Диана Кабардокова, юрист: Сейчас для законодателя разницы нет, потому что в целом передача происходит через электросвязь, и туда подпадают и голосовые, и роботы, и живой человек на том конце провода. Поэтому можно учитывать абсолютно все и обращаться за защитой.

Людмила Ширяева, ведущая: Куда обращаться, каким образом можно пожаловаться?

Диана Кабардокова, юрист: Я думаю, что каждому из вас приходили подобные звонки. Мы чаще всего пытаемся попросить вежливо удалить наш номер телефона из базы, как правило, это не работает. Мы фиксируем номер телефона, с которого получили какую-то рекламную рассылку, и далее уже обращаемся в Федеральную антимонопольную службу за защитой своих прав. Здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, нужно понимать, если это реклама, у нас Кодекс об административных правонарушениях сейчас дополнился статьей, и штрафы там серьезные. Для физических лиц до 20 000 рублей, если это организации кредитные, например, то это может быть даже до 1 600 000 рублей. Для обычных юридических лиц, которые просто делают рассылки, либо звонят, это до 1 миллиона рублей.

Людмила Ширяева, ведущая: Почему нельзя сразу оштрафовать тех, кто заказывает рекламу и спам-звонки?

Диана Кабардокова, юрист: Для того, чтобы их оштрафовать, нужно, соответственно, их привлечь к ответственности. Поэтому фиксируем, что за организация вам звонила, с какого номера телефона. Не обязательно записывать прям сам звонок, потому что чаще всего у нас под рукой нет диктофона и нет возможности записать. Мы просто фиксируем, когда поступил звонок, с какого номера телефона, и далее, если знаем наименование организации, через налоговую службу узнаем данные.

Василий Киров, ведущий: Чаще всего звонят с разных подменных номеров, как быть в таком случае?

Диана Кабардокова, юрист: Как­ раз этим доказательством занимаетесь не вы. Если мы понимаем, что действительно не давали согласия, это очень важно, на подобные рассылки рекламные, то мы просто фиксируем номер, пишем заявление в Федеральную антимонопольную службу. Есть очень удобный вариант: зайти на сайт ФАС, именно в том регионе, где находится эта организация, если быстрее этот процесс нужно запустить, то передаются контакты, пишется заявление, что с такого номера я получил подобный звонок в виде рекламных каких-то предложений либо спама. Дальше уже ФАС запрашивает у операторов сотовой связи, что это за организация. Чаще всего эти подменные номера все равно покупаются юридическими лицами и найти концы уже становится реально.

Василий Киров, ведущий: Смотивирует ли это тех людей, которые заказывают спам-звонки, что действительно за такой вид рекламы им может прийти кругленькая сумма в виде штрафа? Положена ли компенсация тем, кто получает такие звонки?

Диана Кабардокова, юрист: Что касается, смотивирует ли их или нет, тут сенаторы, когда разрабатывали этот законопроект отталкивались от сумм штрафов, которые есть сейчас, и поэтому увеличили в два раза, чтобы была серьезная мотивация. Что касается каких-то возмещений, если факт того, что вам приходили смс-рассылки, навязчивая реклама, будет действительно подтвержден, как раз ответ придет от Федеральной антимонопольной службы, то мы можем обратиться в суд для того, чтобы компенсировать моральный ущерб.