В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Валерия Слончак, юрист.

Дарина Шарова, ведущая: Впереди майские праздники, сезон отпусков. Если вы предпочитаете путешествовать самолетом, то для вас актуальные и очень приятные новости: с 1 апреля штраф за задержку рейсов в России составляет 100 рублей в час, тогда как раньше эта сумма была всего 25 рублей. Для каких авиакомпаний актуальны эти штрафы?

Валерия Слончак, юрист: В первую очередь, так как у нас изменения внесены все-таки в Воздушный кодекс Российской Федерации, соответственно, это распространяется на авиакомпании российские. Но не все так просто. Авиакомпании зарубежные, конечно же, тоже обязаны компенсировать такие задержки. Данные нормы предусмотрены другими нормативными актами, это Монреальская конвенция, какие-то законодательные акты стран авиакомпаний, но при этом точно так же компенсация положена. Но данные изменения сейчас действуют у нас для авиакомпаний именно российских.

Михаил Спичка, ведущий: Речь идет о регулярных рейсах или о чартерных тоже?

Валерия Слончак, юрист: Конечно, это касается регулярных рейсов. С чартерными рейсами, если такие ситуации происходят, компенсация тоже положена, но данную компенсацию взыскивают с туркомпании, с которой был заключен договор на перевозку пассажира, багажа либо груза.

Дарина Шарова, ведущая: Что делать, если рейс перенесли не на несколько часов, а, например, на несколько суток? Какую максимальную компенсацию мы можем получить в этом случае?

Валерия Слончак, юрист: К сожалению, мы можем получить только 50% от стоимости билета. Возможно, если только авиакомпания в добровольном порядке не выплачивает данную компенсацию, мы можем обратиться в суд. Там уже можем взыскать 3% за каждый час просрочки как штраф, взыскать половину взысканной суммы по закону о защите прав потребителей и даже можем взыскать убытки. Например, если мы в связи с задержкой нашего самолета опоздали на следующий рейс, соответственно, мы можем данные убытки взыскать также с авиакомпании. Но, к сожалению, сейчас практика такова, что авиакомпании в добровольном порядке этого не делают и приходится все взыскивать через суд. Но практика положительная, она действительно есть и это сделать можно.

Михаил Спичка, ведущий: Что делать, чтобы получить эту компенсацию? Куда идти, писать, первый шаг какой?

Валерия Слончак, юрист: В первую очередь нужно подготовить все документы. Как только вы приезжаете в аэропорт и видите, что ваш рейс задерживается, нужно подойти на стойку информации, поставить либо на посадочном талоне, либо на билете печать о том, что рейс задерживается. На этой печати будет указана причина задержки рейса, которая в дальнейшем позволит вам доказать, что рейс задержан по вине авиакомпании, а не из-за каких-то, например, погодных условий. Что касается погодных условий, нужно проверить, а в данный период времени происходили ли взлёты и посадки самолетов других авиакомпаний. Если происходили, то будет доказательством того, что на самом деле задержка рейса вовсе не в погодных условиях. Если говорить о технических неисправностях самолета, то нужно узнать связаны ли они были с угрозой жизни и здоровья пассажиров — авиакомпания должна доказать, что это так. Техническая неисправность самолета зачастую может быть в связи с неправильной эксплуатацией самолета, но самостоятельно мы этого доказать не можем, это экспертиза в рамках суда. Написав претензию в авиакомпанию, скорее всего, мы получим ответ о том, что либо погодные условия, либо техническая неисправность самолета. В течение шести месяцев после данного рейса, нужно написать претензию в авиакомпанию, где изложить все свои условия, просьбы, что мы хотим получить с данной авиакомпании. Можно в свободной форме или взять любую в интернете, сейчас очень много различных форм, и подать уже данную претензию в авиакомпанию. Если авиакомпания в течение 30 дней не отвечает, либо отвечает отрицательно, только тогда уже обращаться в суд.

Михаил Спичка, ведущий: Какую роль в отношениях между пассажиром и авиакомпанией играет вопрос багажа?

Валерия Слончак, юрист: Здесь нет отличий никаких, то есть перевозчик обязан будет компенсировать не только задержку вылета, но и просрочку доставки багажа. Это будет в одной компенсации, но при этом, если мы отправляем отдельно груз, то, соответственно, можем еще взыскать компенсацию за отправку данного груза.