АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
180 лет тому назад завершилось строительство Мариинского дворца, который стал важным элементом в формирующемся тогда в середине XIX века ансамбле Исаакиевской площади. Кстати, в то время она ещё пока не называлась Исаакиевской. Напомню, что Мариинский дворец стал свадебным подарком императора Николая I своей любимой дочери — великой княжне Марии Николаевне, и так получилось, что впоследствии Мариинский дворец сыграл важную политическую роль в истории Петербурга, да и всей Российской Империи. Во времена Александра III в 1884 году дворец стал резиденцией Государственного совета Российской Империи, впоследствии здесь располагались законотворческие органы Советской власти, тогдашнего Ленинграда, ну а 30 лет назад — в 1994 году здесь начало свою работу Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я предлагаю вспомнить историю Мариинского дворца, а также первых его хозяев.
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
После окончания строительства дворца Николай I особым указом назначает ему имя Мариинский, и, кстати, за всё время существования, за 180 лет со дня постройки, он никогда не менял своего названия, даже в Советские годы он назывался бывший Мариинский дворец.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Можем ли мы утверждать, что Штакеншнейдер в Мариинском дворце фактически впервые применил вот те все свои ноу-хау, современным языком выражаясь, и поразил всех архитектурным убранством внутренним и внешним, фактически дав начало вот этому стилю эклектики, который потом назвали историческим? То есть это такой первый образец?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Я думаю, «один из первых» лучше сказать образцов применения новых конструкций, новых материалов при строительстве дворца, тоже отразилось и в эклектичном подходе к подбору стилей и внутренней отделки. Вот необычное решение — не зеркало, оконный проём, специально прорубленный тут, чтобы создать дополнительный источник освещения парадной лестницы. Освещение раньше происходило при помощи керосиновых ламп, и светоточек было гораздо меньше, чем сейчас.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Великая княгиня Мария Николаевна — любимая дочь Николая I, её супруг — герцог Лейхтенбергский Максимилиан — не просто какой-то там представитель королевской семьи из Мюнхена, он же ведь был сыном самого Эжена де Богарне, того самого пасынка Наполеона Бонапарта?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Да, имеет непосредственное отношение, является наследником его титула, он является Третьим герцогом Лейхтенбергским, унаследовал большие земли, но, тем не менее, в обмен на отказ от притязаний на французский, в том числе, престол получает подданство здесь.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Давайте продолжим наше путешествие по дворцу, где мы оказались сейчас?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Мы находимся в фойе Красного зала. Относительно тоже недавно из запасных половин дворца был перемещён этот чудесный стол — набор, дерево маркетри, с изображением Ленинградского пейзажа. Стол изготовлен учителями и студентами училища Мухиной, сейчас известного как Академия имени Штиглица. Таких столов всего три.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Это, я так подозреваю, ХХ век и к 250-летию Ленинграда? Мы оказывается в новом пространстве Мариинского дворца — что это такое и что здесь было?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Находимся мы в Красном зале, называется так, потому что присутствует отделка искусственным мрамором красного цвета. Бывшая приёмная герцога Максимилиана Лейхтенбергского, где, собственно, он встречался с теми, кто приходил к нему на приём.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Этот барельеф, который мы наблюдаем наверху — это аллегория чего?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Это скульптурный фриз на тему военных столкновений из бессмертных произведений Гомера «Илиада» и «Одиссея», практически все военные столкновения из этих произведений были запечатлены вот в таком чудесном лепном украшении Красного зала.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Иван, мы оказались в знаменитом Белом зале Мариинского дворца, напомним в принципе, что здесь происходило, и чем название Белый?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Белый называется, потому что отделан искусственным мрамором белого цвета. Его, кстати, Андрей Иванович в поисках лучших поставщиков привёз из Финляндии. Во время проживания во дворце великокняжеской четы это был танцевальный зал, здесь проходили торжественные вечера, благотворительные концерты, мероприятия. О музыкальном назначении зала сейчас напоминает, к сожалению, только изображение лиры в верхнем аттике, шестигранной звездой сверху.
Перед нами последняя работа Антонио Виги — известнейший монументальный живописец, его десять работ сохранились в нашем городе. Наша сохранилась чудом. Сюжет на тему жизни Венеры и Марса в Советские годы мог быть уничтожен, он сохранён благодаря Владимиру Серову, который скрыл его под мастикой, установил здесь фриз «Становление Ленинграда от Петра I до Владимира Ильича Ленина». Потом фриз этот Серова отправился в Музей истории Санкт-Петербурга, где находится на вечном ответственном хранении. И вот последняя работа Антонио Виги сохранился практически неизменной.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Продолжаем путешествие по Мариинскому дворцу. Иван, я думаю, мы сейчас окажемся в одном из самых известных пространств дворца — это та самая ротонда, и у меня к вам вопрос следующий: когда мы в принципе говорим о шедевре Штакеншнейдера, мы не можем не отрицать того общеизвестного исторического факта, что внутри Мариинского дворца Штакеншнейдер фактически совместил убранство самых разных архитектурных стилей, здесь не только есть высокий классицизм, есть рококо, барокко и так далее?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Да, действительно, мы находимся в центре всей архитектурной композиции — в ротонде Мариинского дворца, высотой практически 17 метров. С точки зрения каких-то инженерных новшеств тоже уникальная история: совершенно чудесный акустический эффект здесь создаётся благодаря тому, что тут отсутствует стена, только двухъярусная колоннада разделяет ротонду со следующим залом, и даже под полом создана специальная воздушная подушка, которая тоже влияет на вибродинамику голоса.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Если мы вернёмся к истории семьи герцога Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны, мы уже вспоминали о том, что они покровительствовали искусству, любили заниматься коллекционированием, я знаю, что сам герцог Лейхтенбергский даже много из Мюнхена привёз из коллекции, которой владела его семья.
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Да, большое количество живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Одна из важнейших перевозок, которую он сделал, является его большое книжное собрание, оно как раз располагалось в этом зале, где мы с вами сейчас находимся — бывшая библиотека герцога Лейхтенбергского.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Иван, добрались мы и до одного из самых, наверное, оригинальных помещений Мариинского дворца — это та самая дворцовая церковь, которая существовала и вот теперь она вновь существует в наши дни…
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Первоначальный проект, предусмотренный Андреем Ивановичем, великой княжне Марии Николаевне не понравился, она просила, унаследовав пост президента Аакадемии художеств, церкви переделать. Она во время работы в Академии познакомилась со своим заместителем, вице-президентом князем Григорием Григорьевичем Гагариным, отправила его в две командировки с пенсионом — во Францию и Италию, и он решил её церковь в русско-византийском стиле. Здесь Мария Николаевна венчалась тайно второй раз с графом Григорием Строгановым, здесь Александр III участвовал в торжественном молебне по случаю начала работы во дворце Государственного совета Российской Империи, в 1917 году отсюда вывозят всю церковню утварь и в 1930 год здания передаётся Промышленной академии имени Иосифа Виссарионовича Сталина, приходят молодые люди со штык- ножами и сбивают всю живописную отделку на стенах и на потолках, всё было закрашено чёрной краской, была натянута тёмная ткань, и здесь появился кинозал лектория слушателей Промышленной академии, потом кинотеатр Исполкома Ленгорсовета. Благо дело, в архиве Русского музея сохранился весь проект Григория Гагарина, по которому уже Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло решение о комплексной реставрации. Без малого 20 лет длилась реставрация, только на основании активных материалов, церковь была восстановлена в середине 2010-х годов. Церковь находится в самой высокой точке Мариинского дворца. Если мы подходим к дворцу, видим между двумя развевающимися флагами маленький золотой крестик, как раз под ним мы и находимся в центральном ризалите верхней очереди.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Самый знаменитый — зал заседаний уже современного ЗакСа …
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Одно из самых важных имён в жизни нашего дворца — это имя Леонтия Николаевича Бенуа, по проекту которого был построен этот чудесный зал. Большой зал заседаний Государственного совета Российской Империи, в дальнейшем зал заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Наверняка все помнят со школьных уроков, а также из Русского музея, знаменитую картину Репина «Заседание Государственного совета», она же изначально здесь находилась?
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Да, после того, как картина была создана, разместили её на некоторое время в Помпейском зале, где мы с вами были, чтобы все желающие могли на неё посмотреть, потом, когда было окончено строительство этого зала, картина до революции 1917 года располагалась в прямоугольной нише за президиумом, потом она оказалась в Москве, сейчас она находится в коллекция Государственного Русского музея.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
В этом году Законодательное собрание Петербурга тридцатилетие своё отмечает …
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Два юбилея в этом году — 180 лет Мариинскому дворцу и 30 лет Законодательному собранию
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
И вот уже на протяжении 30 лет, как такие правопреемники, можно сказать, законодательной власти именно Северной столицы, они находятся здесь.
ИВАН ДУХОВ, хранитель Мариинского дворца:
Мы являемся правопреемниками Ленинградского городского совета народных депутатов, да, и те традиции, которые были заложены в становлении отечественного парламентаризма и петербургского нашего парламентаризма, они продолжаются до сих пор.