В гостях у программы «Утро в Петербурге» Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль».
Дарина Шарова, ведущая: С 1 апреля количество товаров, на которые вводится обязательная маркировка «Честный знак», значительно увеличивается.
Михаил Спичка, ведущий: Под эту категорию теперь будет попадать вся одежда — от галстуков до пальто. Список очень длинный. «Знак качества» существует с советских времен и до сих пор. Что это за маркировка, в чем ее отличие и для чего она нужна?
Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: «Честный знак» был введен 8 лет назад для того, чтобы начать «обелять» рынки разных товаров. Первыми под маркировку попали меховые изделия, шубы. Потом — лекарства, духи, обувь, молочная продукция, бутилированная вода и вот уже несколько лет маркируем одежду. До 1 апреля осталось мало времени, и сейчас все производители и продавцы должны все свои объемы и остатки спешно промаркировать. «Честный знак» — это индивидуальная метка, которая находится на конкретной партии одежды.
Михаил Спичка, ведущий: Что будет если не маркировать одежду?
Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: С 1 апреля маркировка обязательна. Реализация немаркированной продукции запрещается с 1 июля. При выявлении надзорными органами не промаркированной продукции, она будет изыматься из реализации. Смысл маркировки в том, что она обеспечивает прослеживаемость товара от производителя до потребителя со всеми характеристиками товара.
Дарина Шарова, ведущая: Поможет ли маркировка потребителю узнать состав товара, чтобы сравнить с тем, что указан на ценнике?
Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Сканирование кодов маркировки с помощью смартфона — это дополнительная защита для потребителя от покупки товара с неподтвержденной историей и от некачественного товара. Для этого необходимо скачать приложение «Честный знак» на смартфон.
Михаил Спичка, ведущий: Может ли этот QR код ввести нас в заблуждение или отправить на поддельный сайт?
Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Специальная цифровая метка Data Matrix похожа на QR, отличается от него графически. Метка эта индивидуальная, и ее невозможно подделать. Она генерируется автоматически. Недобросовестный продавец может сфотографировать эту метку, растиражировать и клеить на свою продукцию. Вы, как грамотный потребитель, отсканировав метку и увидев, что Data Matrix не работает либо на экране отрицательный ответ, можете тут же в приложении подать жалобу оператору на сомнительный товар. Данная информация будет передана в систему, и дальше уже система будет разбираться с этим продавцом и с товаром. Наказание за это весьма существенные. Для ИП и в случае реализации продукции с недостоверной маркировкой — штраф от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц от – 50 000 до 300 000 рублей. При продаже такого товара на сумму свыше 1,5 миллионов рублей — уголовное дело и лишение свободы до 3 лет.
Михаил Спичка, ведущий: Данное нововведение касается маркетплейсов?
Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Безусловно. Не важно, какой магазин продает вам товар, вся продукция должна маркироваться совершенно одинаково.
Дарина Шарова, ведущая: Насколько такой «Честный знак» эффективен в борьбе с некачественным товаром?
Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Минпромторг заявляет о том, что после введения маркировки обуви, рынок обуви в России «обелён» на 35%, а доходы от маркировки составляют уже десятки миллиардов рублей в казну. Контрафакт в этом сегменте постепенно уходит, и система прослеживает, откуда поступил товар, какого он качества и легально ли находится на рынке. Маркировка — это хороший инструмент для дополнительного контроля качества и легальности происхождения этого товара.