В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Ирина Евстафьева, декан факультета экономики и финансов СпбГЭУ.

Дарина Шарова, ведущая: По данным Национальной платежной системы к началу 2023 года в России выпущено более 47 миллионов кредитных карт. Но не все помнят, что банк может менять условия пользования этими картами, даже ставку и льготный период, а плату за обслуживание может и вовсе корректировать сообщениями. В договоре обслуживания кредитной карты, как правило, указаны условия операции, минимального платежа, льготного периода, процентных ставок. Какие из этих условий банк может менять, а какие нет?

Ирина Евстафьева, декан факультета экономики и финансов СпбГЭУ: В любом случае, всегда оговаривается возможность изменения каких-либо условий одной стороной. Проблема в том, что мало кто из людей читает договор. Кредитная карта — это инструмент интересный, для семейного бюджета бывает полезный. Главное, внимательно и рационально пользоваться этим инструментом. Банк не может менять условия пользования, которые прописаны в договоре. Стоит обращать внимание на ставку, возможность снятия наличных средств, если кто-то хочет воспользоваться наличными средствами, потому что есть условия по некоторым картам, где достаточно высокая комиссия. Есть условия по картам, где этой комиссии нет и практически нет разницы, это наличные либо безналичные средства. Льготный период, здесь хочу обратить внимание пользователей на то, что это не значит, что ничего не нужно отдавать в течение этого периода. Как правило, в течение льготного периода не начисляются проценты, а минимальный платеж должен быть.

Михаил Спичка, ведущий: Что касается изменения лимита, мы обратили внимание, что эта проблема довольно часто обсуждается в соцсетях и на соответствующих форумах. Вот одно из сообщений: «Здравствуйте, сегодня мне уменьшили лимит по кредитной карте и, в связи с этим образовалась задолженность в размере 50 000 рублей. Что за безобразие? Мне теперь выплачивать и проценты по превышению лимита?». Как вы прокомментируете его?

Ирина Евстафьева, декан факультета экономики и финансов СпбГЭУ: Тому, кто написал такое сообщение, хочется посоветовать задавать больше вопросов, когда есть необходимость открыть кредитную карту. Все время банки обвиняют в том, что они делают что-то неожиданно и кого-то обманывают. Ничего никто не делает неожиданно, никто не обманывает. Если в договоре прописано, что при превышении задолженности в каком-то объеме, либо просроченной задолженности, либо еще какие-то иные условия, банк имеет право сделать то, что там прописано. Банк всегда делает только по договору, иначе любой клиент подает в суд и выигрывает его. Есть нюансы с уведомлениями — мы оставляем иногда свой электронный адрес, телефон, еще какие-то каналы, по которым нас могут уведомить. Но электронный адрес у нас может поменяться, предположим, письмо может потеряться. Бывает, что мы забываем, что где-то что-то заблокировали и получается, что письмо нам направляли, но мы его не получили. При звонке от банка, очень многие сейчас остерегаются отвечать на незнакомые номера. В любом случае, нужно внимательно читать документы, которые сопровождают процесс выдачи кредитной карты, задавать как можно больше вопросов, которые вам интересны. В первую очередь это дает вам возможность понять характеристики того продукта, который вы берете. Может быть, в другом банке вам будет интереснее этот продукт, поэтому всегда задавайте вопросы.

Михаил Спичка, ведущий: Но если мы хотим отказаться от этого продукта, каким образом нам следует закрыть свою кредитную карту, и о чем здесь важно помнить прежде всего?

Ирина Евстафьева, декан факультета экономики и финансов СпбГЭУ: Прежде всего, конечно, закрыть все задолженности, которые есть по этому счету. Далее, либо в мобильном приложении, либо в мобильном банке, либо через визит в отделение банка необходимо закрыть эту карту и, если есть необходимость, закрыть счет. Поскольку бывает на один счет несколько карт, поэтому, если вы не планируете больше обращаться в этот банк и не пользоваться его продуктами, лучше закрыть и счета в том числе, чтобы потом не было удивления, что есть платеж за обслуживание счета. Карты нет, а, может быть, там есть условия, что, если вы карту закрыли, счет для вас будет уже не бесплатным и придется платить. Всегда лучше прийти, задать вопрос, на это нужно потратить время, но тогда будет меньше удивлений и неприятностей.