В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Антон Юшко, председатель комиссии Эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения РГО и Елена Ведайко, руководитель и солистка фолк-группы «Корела».

Михаил Спичка, ведущий: Как вы думаете, 50 рун – это много или мало? Достаточно, чтобы составить целый эпос народа, с которым мы живем бок о бок и топонимы которого насквозь проникли в Петербург, а его окрестность является частью нашего исторического кода.

Дарина Шарова, ведущая: На календаре 11 марта и всего два дня остается до финала XVIII этнофестиваля «Земля Калевалы-2024». В этом сезоне участниками проекта стали более 5 500 человек из 415 населенных пунктов нашей страны. Антон, начнем с того, что фестиваль проводится с 2006 года, то есть уже достаточно давно, почти 20 лет. Что нового удалось сделать в этом сезоне, чем удивить?

Антон Юшко, председатель комиссии Эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения РГО: Я с фестивальной командой около 10 лет и впечатлен тем, что мы успели сделать на земле, кстати, под землей тоже, потому что галерея ледовых скульптур нас тоже будет встречать на следующий день после фестиваля в Горном парке. Я отвечаю за конкурс «Этнотур» — это конкурс представителей туристической индустрии, и отвечаю за фотоконкурс вместе со своими коллегами. Кроме этого, у нас еще три творческих конкурса, поэтому фестивальный день – это только кульминация огромной работы, которую мы все проводим на дистанции в целый год.

Михаил Спичка, ведущий: Почему только именно в начале весны проводится этот фестиваль, это как-то связано с сезоном?

Антон Юшко, председатель комиссии Эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения РГО: Конечно, мы всегда пытаемся быть ближе к Международному дню эпоса Калевала, но он приходится на последние дни февраля, 28 февраля. Мы стараемся не отрываться от него, но в то же время весна дает нам определенный импульс, энергию. В прошлом году был апрель, в 2024 году март, и очень важно то, что еще и туристический сезон начинается с этого момента. Как раз фестиваль — это еще место, где встретятся те, кто проектирует свои маршруты, свои туристические программы, и в них обязательно должен быть элемент этнографии, этнокультуры.

Михаил Спичка, ведущий: Пожалуйста, предметы типичной этнокультуры перед нами. Елена, что это?

Елена Ведайко, руководитель и солистка фолк-группы «Корела»: Традиционные карельские инструменты. Это кантеля, про рождение которого говорится в Калевале и йохика – «родственник» скрипки.

Дарина Шарова, ведущая: Но это старинные инструменты, то есть Калевала — такая возможность прикоснуться к Карело-финскому эпосу, в том числе к его музыкальной составляющей. Те самые старинные инструменты, на которых можно играть древнюю музыку, так ли это?

Елена Ведайко, руководитель и солистка фолк-группы «Корела»: Конечно, именно на них. Но можно играть и на более современных инструментах. У нас есть аккордеон, есть бузуки, который заменил мандолу, которая распространена в финской музыке, в карельской, в шведской. Есть еще десятиструнная кантеля и скрипка.

Дарина Шарова, ведущая: Я знаю, что вы используете еще такие необычные инструменты, как клавишная скрипка, варган, про мандалу уже сказали. Откуда они взялись, кто учит на них играть, где можно этому научиться, где можно их послушать?

Елена Ведайко, руководитель и солистка фолк-группы «Корела»: Послушать можно у нашей группы «Корела», а еще есть школа «Канель Коулу» в Центре коренных народов Ленинградской области. Там можно каждому поучиться играть на кантеле, независимо от возраста.

Дарина Шарова, ведущая: Коренные народы Ленинградской области – это ингерманландцы, води, ижоры, вепсы и так далее. Сегодня остались ли люди, которые играют на этих музыкальных инструментах?

Елена Ведайко, руководитель и солистка фолк-группы «Корела»: В Ленинградской области очень мало, если есть, то в основном песни поют. Играют на них музыканты, но мы стараемся обучить и вернуть инструмент обратно в его среду.

Михаил Спичка, ведущий: Антон, а вы в своих экспедициях встречались ли с исполнителями народной карельской музыки там, где они живут?

Антон Юшко, председатель комиссии Эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения РГО: Да, более того, это своеобразный научный поиск, потому что мы выявляем акустические зоны на разных территориях, на разных экотропах. Особенно пещеры, скалы, там, где резонанс возникает, то есть это действительно места, которые использовались в магических практиках древних. Очень здорово, что к нам из Карелии едут уже творческие коллективы, а встречать их будут наши замечательные хранители традиций Ленинградской области и на земле Петербурга.

Михаил Спичка, ведущий: Удалось ли вам найти мельницу Сампо во время своих экспедиций?

Антон Юшко, председатель комиссии Эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения РГО: Для каждого она своя, каждый должен найти свою мельницу — это действительно очень волшебный образ. У нас есть образ награды фестиваля, такой стилизованный образ мельницы Сампо, разработанный художественным руководителем фестиваля Владимиром Головачевым. Более сотни лауреатов и дипломантов фестиваля на днях получат эти призы. Забегая вперед, хочу сказать, что Елена тоже будет награждена особой наградой за свой вклад.