В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Михаил Спичка, ведущий: В Государственном Эрмитаже открылась выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» — «Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор». Здесь собраны произведения мастеров советского и современного фарфора, посвящённые миру детства. Почему именно эти два символа сошлись в одной концепции эрмитажного цикла?

Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Выставка традиционная — двадцать вторая в цикле «Поднесение к Рождеству». Традиция была заложена в конце XIX века и появилась заново, когда открылся научный отдел Эрмитажа. Теперь мы традиционно делаем тематическую выставку как подарок зрителям. На ней преподносится подарок от Императорского фарфорового завода. 

Дарина Шарова, ведущая: Кем была заложена эта традиция?

Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Традиция была заложена в императорский период. В Зимний дворец к Рождеству фарфоровый завод привозил свои лучшие изделия за год, и императорский двор с ними знакомился.

Дарина Шарова, ведущая: Все изделия делались к рождественскому столу?

Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Отчасти да, но был представлен не только фарфор, а ещё и стеклянные изделия. Это были вещи фарфорового и стеклянного заводов. Императоры очень любили эти изделия и всегда ждали этих поднесений ко двору. Мы уже на новой основе преподносим вещи, созданные в советский период на протяжения столетия, и каждый год выбираем новую тему. В этом году она посвящена миру детства в советском фарфоре и дополнена современными вещами.   

Михаил Спичка, ведущий: Кому интересны детские фарфоровые изделия?

Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Они интересны коллекционерам, искусствоведам, детям и их родителям. На нашей выставке представлено много изделий, которые в 50-60 годы ХХ века выпускались массовыми тиражами и были доступны для массового потребителя. В отличие от раннего советского фарфора, который был доступен коллекционерам и большим ценителям. Такие изделия сохранились по домам не только петербуржцев, но и по всей стране. У людей, пришедших на выставку, будет приятный момент узнавания тех вещей, что были у них в детстве или до сих пор хранятся. Взяв каталог, человек сможет узнать, на каких выставках эта вещь показывалась, какими тиражами выпускалась и сколько стоила.

Дарина Шарова, ведущая: Почему именно детская тема была так актуальна и востребована в советское время?

Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Готовя эту выставку, мы убедились ещё раз, что именно в советский период появляется эта тема как своеобразное явление в искусстве фарфора и раскрывает одну из сторон жизни советских людей, убеждая всех в прекрасном будущем советского гражданина. С другой стороны, в период 50-х — 60-х годов уже уходит идеологический пафос, и скульптуры становятся ещё более душевными, тёплыми, добрыми. Начинают выпускаться очень большими тиражами и входят почти в каждый дом. Таким образом, играя большую агитационную роль и помогая современной власти утверждать какие-то идеологические установки. Ещё эти скульптуры — это тёплый отклик людей на то, что происходило в стране, не касаемо политики.

Михаил Спичка, ведущий: Ценность изделия пропорционально связана с количеством, и о каких количествах идёт речь?

Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Цену устанавливали на ассортиментных заседаниях завода. Автор разрабатывал модель, и она утверждалась на художественном совете, который в конце 40-х — начале 50-х годов на заводе возглавляла Вера Мухина. Большая часть мастеров, занимавшиеся в тот период пластикой, были выпускниками Академии художеств. После установки тиража предлагались варианты росписи, и художники завода, прежде всего Елизавета Лупанова, предлагали варианты подглазурной, надглазурной росписи. Лучшие из них утверждались и шли в массовый тираж. Цена зависела от росписи и от добавления в неё позолоты.

Дарина Шарова, ведущая: Сегодня художники обращаются к теме детства в своих работах?

Наталья Щетинина, научный сотрудник отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Масштабы уже нельзя сравнивать, но несомненно, что эта тема до сих пор актуальна. К нашей выставке художники вдохновились и создали много новых, оригинальных произведений, среди которых нет массовых. Анна Трофимова решила восстановить традицию и выполнила для завода кукольный сервиз. Возможно, завод будет выпускать её в дальнейшем массовыми тиражами, и она будет пользоваться популярностью. Данная композиция была подарена Эрмитажу как рождественский подарок.