В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург.
Дарина Шарова, ведущая: Служба МЧС рассказала, где в городе разрешено запускать фейерверки и салюты. Среди площадок — «Парк Авиаторов», «Сад на Неве», Морская набережная, пляжи Зеленогорска и Сестрорецка. Подробный список можно найти на сайте регионального управления МЧС.
Михаил Спичка, ведущий: Несмотря на эти предосторожности, каждый год праздника не обходится без пострадавших от пиротехники.
Дарина Шарова, ведущая: Повреждения от фейерверков и бенгальских огней представляют отдельный вид ожоговой травмы. Какие части тела страдают в первую очередь, и почему эти травмы так выделяют?
Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург: В первую очередь страдают конечности, поскольку пострадавшие обычно держат эти устройства в руках. Глаза — эти травмы отличаются тем, что воздействие происходит сразу нескольких травмирующих агентов. Все эти травмы комбинированные. Когда есть яркая вспышка — поражение зрительного аппарата. Взрывная волна — разрушения, воздействующие на ткани. Термическое поражение связано с выделением тепла при срабатывании пиротехнического заряда.
Михаил Спичка, ведущий: Какие последствия могут быть у этих травм?
Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург: Последствия часто бывают печальными. Прежде всего, это утрата либо функции конечности, поскольку конечность — это зона особого приложения сил и глаза в том числе. В ряде случаев мы сталкиваемся с утратой сегментов этих конечностей. Во всех классах пиротехнических изделий есть инструкции и правила пользования этими устройствами, но часто не читаем и не выполняем их.
Дарина Шарова, ведущая: Такие последствия могут быть и от любительской пиротехники?
Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург: В зависимости от силы заряда прописывается в инструкциях зона опасного поражения от 5 до 20 метров, и часто люди не выдерживают эти нормы, попадают в зону опасного воздействия. Тогда и получают такие повреждения.
Михаил Спичка, ведущий: Как оказать первую помощь, если человек получил подобную травму рядом с тобой?
Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург: Первая помощь ограничена небольшим арсеналом, поскольку требуется специализированная помощь. Достаточно наложить давящую повязку, если есть кровотечение, ограничивающую или останавливающую кровотечение. В случае несчастной ситуации с отрывом сегмента конечности необходимо его сохранить и доставить в медицинское учреждение.
Дарина Шарова, ведущая: Куда его положить для лучшей сохранности?
Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург: Существует правило трех пакетов, когда в первый пакет укладывается без предварительной обработки ампутированный сегмент, пакет завязывается максимально герметично. Второй пакет наполняется водой, в него погружается первый пакет и туго завязывается. В третий пакет укладывается лед или снег, любой охлаждающий реагент, и в него погружаются два первых пакета. Суть метода в том, чтобы создать пониженную температуру для ампутированного сегмента, но при этом избежать его контакта с хладагентом, чтобы не получить обморожения и холодового повреждения этих тканей, которые потеряют свою жизнеспособность.
Михаил Спичка, ведущий: Чего нельзя делать ни в каком случае, чтобы справиться с последствиями травмы?
Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург: Непосредственного контакта с охлаждающим материалом не должно быть. Всегда необходима тканевая прокладка или любой подручный материал.
Дарина Шарова, ведущая: Много ли детей травмируется в новогодние праздники?
Виктор Набоков, доцент кафедры хирургические болезни детского возраста СПБГПМУ, детский микрохирург: По статистике это где-то 600 пострадавших травматологического характера именно дистальных отделов конечности. Травма взрывная, ампутационная, тяжёлая и составляет от 6-8%. В процентах это мало, а для каждого пострадавшего это 100%. Каждый раз это тяжёлая ситуация, трагедия, потеря надежды. Труднопреодолимая ситуация и для врача, и для пациента. Поэтому общая статистика тут не особо и важна. Каждый случай рассматривается отдельно.