В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусство Государственного Эрмитажа.
Михаил Спичка, ведущий: Сегодня в центре нашего внимания — выставка «Рисунки старонидерландской школы», которая открылась в Галерее графики Зимнего дворца. Галерея графики появилась в Зимнем дворце совсем недавно. Какие новые возможности она предоставляет любителям и ценителям искусства, которые придут в Эрмитаж?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусство Государственного Эрмитажа: Подготовка к этому проекту велась давно, но запущен он совсем недавно. Произведения графики, рисунки и гравюры исполнены на бумаге и в силу своих технических особенностей не могут экспонироваться постоянно. Бумага разрушается от света, и они показываются только на временных выставках, а остальное время хранятся в запасниках. Идея состояла в том, чтобы показывать в ротации постоянно какую-то часть этих коллекций. Графика очень отличается от других фондов, где лучшая часть всегда в экспозиции, а графика вся в фондах.
Дарина Шарова, ведущая: Требуют ли произведения графического искусства каких-то специальных условий хранения?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусство Государственного Эрмитажа: Экспонаты хранятся в папках или коробках без доступа света, это главное ограничение. Ультрафиолет разрушает структуру бумаги. Прочие правила хранения близки к другим музейным правилам.
Михаил Спичка, ведущий: Какой исторический период охватывают представленные работы?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусство Государственного Эрмитажа: Само понятие Старонидерландская школа исторически конкретно. Нидерландами в позднее Средневековье и в эпоху Возрождения называлась территория, далеко выходящая за рамки той страны, которая сегодня на карте называется этим именем. Включали эти земли нынешнюю Бельгию, Люксембург, часть департаментов Северной Франции. Нидерланды — это нижние земли, лежавшие в нижнем течении больших североевропейских рек Рейна, Мааса, Шельды. Все эти земли были объединены в 1430 году первый раз в истории под властью Бургундских герцогов. Существовавшее там политическое образование впоследствии в конце ХVI века распалось в результате гражданской войны и религиозного противостояния между протестантами и католиками на две части: католическую Фландрию, ставшую Бельгией, и протестантскую Голландию. Все это произошло в начале 1580 годов. Этот период от объединения Нидерландов до распада и есть период старых Нидерландов.
Михаил Спичка, ведущий: Где можно было увидеть данные произведения в их историческом периоде?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусство Государственного Эрмитажа: Рисунки отличаются от других видов искусства тем, что они, как правило, исполнялись художниками с какими-то рабочими целями и накапливались преимущественно в мастерских самих художников. Коллекции графики стали возникать гораздо позже, только к концу XVII-XVIII века. Рисунки неформальные, и в этом их обаяние.
Дарина Шарова, ведущая: Открывает выставку портрет юноши работы Петроса Кристоса, который был вырезан по контуру фигуры и наклеен на новый лист. Зачем это было сделано?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусство Государственного Эрмитажа: С окончательной определенностью мы сказать не можем. Остается только сетовать, что так варварски владелец обошелся с этим рисунком. Вероятно, это было сделано на очень раннем этапе, ещё в XVI веке. Но это не отменяет того, что рисунок, исполненный в изысканной технике серебряного карандаша — шедевр и очень редкий памятник. Поскольку авторские работы той эпохи и случаи, когда мы можем назвать имя автора, очень редки.
Дарина Шарова, ведущая: В чем заключалась техника серебряного карандаша?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник отдела Западноевропейского искусство Государственного Эрмитажа: Рисование серебряным карандашом — это очень архаическая техника рисунка, и в XV веке очень любили ею пользоваться.