ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Центр культуры и просвещения Петербурга в XIX веке. Здесь читали лекции такие учёные как Менделеев, Павлов с использованием волшебных фонарей — для демонстрации «туманных картин». Диаскоп — дедушка современного проектора. Здесь же рядом коллекция учебных приборов, наглядных пособий по физике, географии. Советские учебники и предметы школьного быта. И даже рисунки учеников. Наследие и продолжение первого в мире Педагогического музея
Основан в 1864 году. Изначально, чтобы демонстрировать новые наглядные пособия из самых разных учебных дисциплин.
СВЕТЛАНА ПОДГОРНОВА, куратор Педагогического музея:
Педагогический музей участвовал во Всемирных выставках, Всемирном гигиеническом конгрессе, и везде, где были представлены коллекции музея было постановление об организации во всех цивилизованных странах педагогических музеев, подобных Санкт-Петербургскому.
В первом зале — стена памяти. Среди отцов основателей — Константин Ушинский. Предложил воспитывать школьников в атмосфере гуманности. Считал, что учитель должен стать примером и опорой для ребёнка.
СВЕТЛАНА ПОДГОРНОВА, куратор Педагогического музея:
Первый народный педагог, он постарался вернуть в отечественные школы именно традиции народной педагогики, опору на родной язык.
Фёдор Эрисман. Создал модель «образцовой классной комнаты», которую представил на Всемирном гигиенического конгрессе 1876 года в Брюсселе.
СВЕТЛАНА ПОДГОРНОВА, куратор Педагогического музея:
Что придумал Фёдор Фёдорович Эрисман: наклонную столешницу, которая позволяла держать перпендикулярно взгляд, не позволяло горбить спину и не разваливаться на парте.
Парты Эрисмана использовались более 100 лет. А советские школьники наверняка помнят уже усовершенствованные двухместные модели.
Гордость музея — картины из комплекта наглядных пособий по истории, которые давали ученикам представление о событиях и культурном контексте.
СВЕТЛАНА ПОДГОРНОВА, куратор Педагогического музея:
К созданию таких наглядных пособий для школ привлекались лучшие художники того времени. Бакст, Бенуа, Васнецов, Билибин, Николай Рерих. Известная картина Серова «Пётр I» тоже была создана по заказу, для использования в классах.
Вторая часть музея — об истории советской школы, где каждый ребёнок должен был знать лидеров страны и её достижения.
СВЕТЛАНА ПОДГОРНОВА, куратор Педагогического музея:
На обложках тетрадей мы видим деятелей государства, и метро, и беспосадочный перелёт через Северный полюс и канал Москва — Волга.
И, конечно, произведения с иллюстрациями А. С. Пушкина. Звание главного поэтического гения и Солнца русской поэзии он получил именно 30-е годы.
Результат нравственных и моральных нормы, которые прививались советским детям хорошо заметен у самой трогательной части экспозиции — блокадной коллекции.
СВЕТЛАНА ПОДГОРНОВА, куратор Педагогического музея:
Педагоги делали практически невозможное — в условиях бомбежек, недоедания, они старались у дошкольников сохранить детство. Для того, чтобы дети меньше боялись спускаться в бомбоубежища, воспитатели брали с собой аллоскоп, чтобы показывать мультфильмы.
В коллекция музея — более тысячи детских рисунков. Все они сделаны после блокады, на тему: кем я стану, когда вырасту.
СВЕТЛАНА ПОДГОРНОВА, куратор Педагогического музея:
Буду моряком, буду пограничником, поеду на границу и возьму с собой сторожевую овчарку, буду художницей — хочу учить рисовать. Они представляют что могут быть полезны обществу.
Именно этим детям предстояло восстанавливать то, что было разрушено во время войны. Неслучайно та чаша весов с рисунками, что символизируют вклад в спасения детства и души — перевешивает.