Мариан Перетяткович (1872 – 1916) – архитектор

улица Гороховая, дом 4. Доходный дом страхового общества «Саламандра», архитекторы — М.М. Перетяткович, Н.Н. Верёвкин, годы постройки: 1907 – 1909

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Как известно, величественный Петербург построен усилиями самых разных зодчих. Особое место среди них занимает выдающийся польский архитектор Мариан Перетяткович, 150 лет со дня рождения которого отметили недавно! Выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров и Академии Художеств создал целый ряд значимых архитектурных шедевров в городе на Неве.

Первым реализованным проектом Перетятковича стал Доходный дом страхового общества «Саламандра», основанного в 1846 году. Общество занималось страхованием от пожаров. Здание в стиле петербургского неоренессанса было построено в 1907–1909 годах при участии архитектора Николая Верёвкина. Фасад пятиэтажного строения отличает лаконичность, которую создают гладкие стены с разными по размеру окнами. Для наружной отделки использовано несколько пород камня, в том числе, белый мрамор, гранит, красный радомский песчаник, который привозили из одноимённой польской губернии. Над порталом укреплён высеченный из этого песчаника овальный барельеф с изображением саламандры — символа страхового общества. Ну а сейчас в бывшем Доходном доме располагается Генеральное консульство Румынии в Санкт-Петербурге.

Ковенский переулок, дом 7. Приход Матери Божией Лурдской Римско-католической Церкви в Санкт-Петербурге, архитекторы — М.М. Перетяткович, Л.Н. Бенуа, годы постройки: 1903 – 1909

Мариан Перетяткович вошёл в архитектурную историю Петербурга как истинный адепт северного модерна, в который он активно добавлял средневековые мотивы, а также черты неоклассицизма, неоренессанса и русского стиля. Возможно, подобную эклектику он воспринял от своего учителя – самого Леонтия Бенуа, под руководством которого 120 лет назад преступил к строительству знаменитой Церкви Нотр-Дам-де-Франс – Лурдской Богоматери в Ковенском переулке.

Наружные стены были облицованы блоками из грубо отёсанного камня. В результате возник выразительный стилизованный объём как бы вросших друг в друга частей. Архитекторы придали костёлу черты южнофранцузского романского стиля, не избежав при этом сильного влияния северного модерна. Облик здания больше напоминает о произведениях лидера этого направления – финского архитектора Элиэля Сааринена, чем о средневековой Франции.

Однонефное внутреннее убранство храма обрамляется железобетонным сводом. Также его составляют большие морские раковины для воды при входе, 14 стояний крестного пути Иисуса Христа, большая и две малые люстры и многое другое. Кстати, первым надалтарным образом была копия Мадонны Рафаэля, но в 1916 году её заменила картина, написанная Эрнестом Липгартом, изображающая Богородицу с младенцем, архангела Михаила и ряд французских святых. Еще один важный атрибут, который всегда присутствует в любом католическом костёле — это орган, вот он, Ну и, конечно же, в церкви имеется духовой орган в неоготическом стиле! В послевоенные годы Нотр-Дам-де-Франс оставалась единственным католическим храмом Ленинграда. Большинство его прихожан были поляками.

Малая Морская улица, дом 1. Доходный дом М.И. Вавельберга (Санкт-Петербургский Торговый банк), архитектор — М.М. Перетяткович, годы постройки: 1911 – 1912

Кстати, именно для поляков – точнее для богатейшей польской семьи банкиров Мариан Перетяткович построил в Петербурге свой самый главный шедевр – этот легендарный Доходный дом Вавельберга.

В начале ХХ века после смерти основателя банкирской династии Ипполита Вавельберга руководство семейным делом берёт в руки его сын – Михаил. В 1912 году банкирский дом под его началом преобразовался в один из самых крупных российских банков: Санкт-Петербургский Торговый банк. Именно для него Михаил Вавельберг и заказал строительство своего доходного дома, которое распахнуло двери на Невском 110 лет назад.

Монументальное пятиэтажное сооружение необычайно похоже на архитектуру итальянского Возрождения. Боковая часть оформлена псевдоарками, парами колонн и пилястром, фасад же здания – двухъярусной аркадой, что делает его схожим с Дворцом дожей в Венеции.

Несмотря на роскошный внешний вид внутри резиденция Вавельберга была вполне себе скромной. Это хорошо заметно, например, в помещении бывшего операционного зала банка. Колонны с пилястрами, облицованные жёлтым мрамором и оригинальным резным плафоном, никакой дополнительной отделки в деловых помещениях. Кстати, этот зал до сих пор хранит память о деньгах Вавельбергов, хотя и выполняет совсем другие функции – в наши дни Доходном Доме Вавельберга располагается пятизвёздочный отель. Кстати, при реконструкции здания сохранили и бережно восстановили множество исторических элементов. Вообще, весь сохранившийся Дом Вавельберга можно смело назвать настоящим памятником самому архитектору – Мариану Перетятковичу!