Уходящий год по количеству глобальных и переломных событий был самым насыщенным за историю 21 века. И в Санкт-Петербурге мы как в зеркале можем увидеть отражение того, как менялся этот мир на протяжении всего года. Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Давайте перейдём к более детальному анализу того, что произошло в этом году. И одно из ключевых событий — это тотальное давление на нашу страну, с которым мы столкнулись со стороны западных стран: и санкционное, и экономическое, и политическое. Как следствие тех глобальных перемен, через которые сейчас проходит наш мир, это особенно было заметно на примере именно Санкт-Петербурга. Почему?

Потому что это одна из миссий нашего города, которую ещё Пушкин обозначил буквально двумя строчками: «Здесь нам судьбою суждено в Европу прорубить окно». А что стало теперь с этим окном? Как мы приняли этот вызов, брошенный нам со стороны Запада? И речь идёт не только о пограничных вопросах, но и о нашей экономике, нашем умении собраться и на все проблемы и трудности ответить одним словом — прорвёмся! Антон Цуман попытался из всех своих репортажей, которые он снимал на протяжении всего этого года, собрать мозаику ответов на эти вопросы. Давайте посмотрим его итоговый годовой отчёт на эту тему».

Ещё со времён Пушкина мы знаем: «Судьбою здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Но в этом году мы стали свидетелем того, как это окно стало закрываться. Причём со стороны Европы.

В итоге за этот год мы видели и очереди из дальнобойщиков на границе с Прибалтикой. И кампании по сносу памятников советским воинам в Эстонии. Или памятников Ленину в Финляндии. Снимая сюжет про жизнь пограничного Ивангорода, мы даже шутили на тему того, что между Петербургом и Европой вырастает ледяная стена как в «Игре престолов». Но в каждой шутке, оказалось, лишь доля шутки — власти Финляндии уже осенью всерьёз решили строить забор на границе с Россией. В итоге поговорка «Курица не птица, Финляндия не заграница», по крайней мере на данном историческом этапе, уходит в прошлое.

Новые вызовы времени потребовали экономической мобилизации и от городских промышленных предприятий. В условиях санкций, когда западные поставщики фактически отключили российские предприятия от своих материалов и комплектующих, петербургские промышленники находили возможность заменить их российскими аналогами. И вот один из результатов: Петербургский тракторный завод, который на прошедшем экономическом форуме хвалил президент России, достиг цифры в 4300 тракторов в год. Из российских комплектующих.

Одна из критически важных городских отраслей — производство лекарств. Когда весной рушились привычные, выстроенные за многие годы цепочки поставок представители петербургского фармкластера прямо называли ситуацию шоковой. Но меньше чем через год удалось буквально перестроиться на марше. И не просто находить новые источники компонентов, но и вести разработку новых препаратов. По итогу девизом экономики нового времени можно смело считать фразу «Сделано в Санкт-Петербурге».

Новой для Петербурга в этом году стала и система обращения с отходами, согласно требованиям федерального законодательства. Суть реформы — на смену многочисленным фирмам перевозчикам, которых для вывоза мусора нанимали управляющие компании, пришёл единый региональный оператор, ответственный ещё и за переработку. Да, редко масштабная реформа проходит гладко. В первые месяцы, пока система только начинала работать, возникали перебои с вывозом. Но за год Невскому экологическому оператору — именно эта компания теперь несёт ответственность за обращение с отходами в Петербурге — удалось провести работу над ошибками. Для справки, за весь год региональный оператор вывез больше 15 миллионов кубометров отходов.

А это введённая в строй первая очередь мусороперерабатывающего завода на Волхонском шоссе. Новая схема предполагает не складировать мусор, а перерабатывать — в альтернативное топливо и стройматериалы. Пока завод способен принимать 200 тысяч тон отходов в год, в наступающем году его мощность должна увеличиться втрое.

В продолжение темы о нововведениях в городском хозяйстве. В этом году Центральный район на 100 процентов вошёл в зону платной парковки. Обязательной она стала и в Адмиралтейском районе. А всего платными стали 364 улицы, на которых расположено почти 30 тысяч машиномест.

Вот так сейчас выглядит та часть Казанской улицы, где платная парковка была введена с 1 ноября. Здесь теперь стало не только проще припарковаться, но и проще проехать — не видно тех, кто паркуется вторым рядом, за этим пристально следят. Но платные парковки оказали ещё и экономический эффект. Платные зоны только Центрального и Адмиралтейского районов за этот год принесли городскому бюджету 835 миллионов рублей.

По статистике Центра управления городским парковочным пространством, платные парковки помогли в два раза сократить время прибытия экстренных служб, а так же убрать помехи для общественного транспорта. В следующем году платные парковки появятся на улицах Василеостровского и Петроградского районов.

Но что-то привычное из Петербурга, как бесплатные парковки в Центре, уходит, а что-то возвращается. Причём в буквальном смысле. Благодаря трудам реставраторов возвращается и старый Петербург. Как пример — завершение комплексной реставрации Смольного собора, где помимо внутреннего убранства восстановили историческую систему освещения. Возвращается и Ленинград, в том числе и благодаря неравнодушным петербуржцам. Например, украшения «Дома с животными» на канале Грибоедова. Панно с изображением рыб вернётся на место будущей весной. А вот барельеф «Электроника», о судьбе которого так беспокоились жители севера города после сноса корпусов завода «Светлана» на проспекте Тореза, уже разместился на новом месте, на соседнем корпусе.

Понятно, что любой современный мегаполис 21 века не может существовать без планов на будущее. И такой план для Петербурга, рассчитанный до 2050 года, вошел в стадию обсуждения. Генеральный план, по сути, строительная конституция, отвечающая на вопрос, что и где строить. В августе этого года свои замечания и предложения  в один из главных городских законов мог внести каждый петербуржец.

Да, этот год был для Петербурга не просто трудным судьбоносным. Но за более чем трёхвековую историю наш город неоднократно проходил через переломные моменты — войны, эпидемии, наводнения. И этот год сделал сильнее и Петербург и Петербуржцев. А значит, жизнь продолжается. Так было. И так будет.