ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Давайте полетим над городом, который мы с вами строили, создавали в этом году. Петербург, 2022. Это 319 год с момента основания нашего города. 319-й! Для крупнейших европейских мегаполисов, сопоставимых с Петербургом, — это вообще миг. Лондон, Рим и Париж создавались многими веками, а нам всего лишь 319 лет. Именно столько прошло с момента болот, топей и покосившихся чухонских избушек по берегам Невы до того Санкт-Петербурга, который сейчас является нашей реальностью, реальностью современных петербуржцев.
Давайте с высоты птичьего полёта уходящего очередного года в истории нашего города и посмотрим на эту реальность под названием Санкт-Петербург — 2022».

Это был год вызовов. Год, когда всё было по закону Чёрной королевы из Алисы в Зазеркалье: здесь, чтобы стоять, нужно бежать изо всех сил. А чтобы хоть чуть сдвинуться вперёд, надо бежать в два раза быстрее.

Когда в марте тотально стали уходить одна западная компания за другой, казалось, что что-то должно надломиться в устоявшейся системе экономики Петербурга. Как целых три автогиганта — Hyundai, Toyota и Nissan — весной остановили свои конвейеры в Петербурге, но ничего не обрушилось. Наоборот, оживился наш отечественный автопром, в опустевшие цеха «Ниссана» пришёл «Автоваз». И теперь там будут собирать новый линейный ряд «Лады». В следующем году предполагается выпуск 10-ти тысяч машин.

Ничего не рухнуло и после ухода и «Икеа», и «Зары», и «Эйч энд ЭМ», и «Фазера», и «Юита», и «Отиса». На место «Отиса» на берега Невы сразу же пришли отечественные производители лифтов, а на «Макдональдсе» поставили точку и сказали — будет вкусно. Петербургская экономика, говоря военным языком, перегруппировалась на марше и, не теряя темпов, пошла дальше.

Более того, благодаря приходу таких мегакорпораций, как «Газпром», «Газпром Нефть», ОСК, ВТБ, пошли дополнительные отчисления в бюджет: оживился малый и средний бизнес, выросли доходы от туризма, в условиях импортозамещения расширился фармацевтический кластер, пошли инвестиции в экономику. И уже к осени бюджет Петербурга составил 1 триллион рублей. Невероятная экономическая высота, которой никогда не было в истории города.

Благодаря такому бюджету, город не закрыл ни один социальный проект. Только в этом году было построено 50 социальных объектов: школы, поликлиники, детские сады, больницы. И параллельно, как бы не было трудно, в этом году начались три глобальные реформы, которые в корне поменяют систему городского хозяйства: мусорная, транспортная и реформа в области ЖКХ. Был открыт современный комплекс по переработке твердых бытовых отходов «Волхонка», который будет перерабатывать 200 тысяч тонн твёрдых бытовых отходов в год. И уже официально было заявлено — никаких мусорных полигонов на территории Петербурга нет и не будет. Пусть не сразу, но заработала транспортная реформа: закуплено более 3 тысяч автобусов, на линии вышли новые трамваи, на ближайшее будущее запланирована закупка и ввод в эксплуатацию 950-ти новых вагонов метрополитена. Платная парковка в центре города — то, без чего не может обойтись ни один крупный мегаполис — была введена впервые за всю историю современного Петербурга. Эта система не всем нравится, но без неё в городе, где только по официальным данным зарегистрировано более двух миллионов транспортных средств, уже было бы невозможно жить.

А ещё в этом году мы ремонтировали мосты, дороги, запускали новые развязки. Открывали масштабные выставки в Эрмитаже и продолжали великие традиции культуры Петербурга. Строили корабли и самые большие ледоколы в мире. И всё это за один только год. Быть может, самый тяжёлый год для всей нашей страны с начала 21-ого века. Но мы всё равно шли вперёд, и в этом движении города было что-то похожее на то, как ледокол рубит свой путь среди ледяных торосов: трудно, холодно, но только вперёд, открывая новые пути и покоряя новые горизонты — горизонты великого города, прошедшего через эпидемии и войны, наводнения и революции, и продолжающего своё движение вперёд. И только вперёд.