Гоген, Матисс, Ван Гог, ПикассО. Когда-то отвергаемые публикой, впоследствии художники с мировым именем. Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» передает дух легендарной галереи коллекционера — в залах воссоздана шпалерная развеска картин в усадьбе мецената.

Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
Розовая гостиная. Музыкальный салон. Большая столовая. У зрителей есть редкая возможность посмотреть на картины так как их видели современники в особняке коллекционера.

Результат его работы — одна из лучших в мире коллекций картин, большая часть которых сейчас находится в самом сердце Эрмитажа. На выставке, которая едва ли когда-нибудь повторится.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

Здесь есть несколько вещей, которые никогда не могут выехать из Эрмитажа, одновременно есть вещи, которые один раз приехали из Москвы и больше никогда не будут путешествовать по состоянию сохранности. Новое искусство — прекрасное, но оно очень хрупкое. То, что придумали мои коллеги — это воспроизвести шок, тот шок, который коллекция Щукина производила на людей, которые ее видели.

Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
Конечно такой незаурядный проект требует незаурядного освещения. Прямо из Манежа Малого Эрмитажа, ведёт трансляцию Телеканал «Санкт-Петербург», рассказывая о феномене щукинского коллекционирования

Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов Телеканала «Санкт-Петербург»:

Такие проекты как этот, они возвращают к первоистокам телевидения, потому что сегодня очень часто мы воспринимаем телевидение, как информацию, но у него есть очень значительная культурная миссия. И мы очень благодарны Государственному Эрмитажу и Михаилу Борисовичу Пиотровскому за доверие, которое нам оказано, потому что одно дело, когда мы рассказываем о чём-то, глядя со стороны, а здесь мы оказались буквально в самом центре, в эпицентре пересечения этих смысловых, эмоциональных, энергетических линий.

«Эрмитаж. Рождение нового искусства»: специально для трансляции в зале с гогеновским иконостасом установили стол — отсылка к столовой в особняке Щукина — возможность для гостей импровизационной студии посмотреть на шедевры с такого же ракурса, что и современники хозяина галереи.

Анатолий Ларионов, главный оператор-постановщик Телеканала «Санкт-Петербург»:

Мы не вмешиваемся в это художественное пространство. Мы в него интегрируемся. Только диодный свет. Никаких ламп накаливания. И света мало! его очень деликатно, чтобы не нарушить атмосферу созданную на выставке.

Александра Мымрина, ведущая Телеканала «Санкт-Петербург»:

Это история из серии, которую потом будешь рассказывать внукам. Знаете ребята, я тут сидела, у меня был Гоген, тут у меня был Матисс, а мы рассуждали о таком прекрасном искусстве.

Алексей Олиферук, сценарист проекта «Эрмитаж. Рождение нового искусства»:

В телевизионном отношении у этого проекта нет аналогов. Очень важно, чтобы мы действовали как одна команда. Мы — это я имею ввиду музейщики и телевизионщики.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

Я благодарен вам — Телеканалу «Санкт-Петербург», за то, что к сегодня Щукину пришли такие гости.

Художники, искусствоведы, модельеры, актёры, музыканты… беседы, как о личности Сергея Щукина, так и об искусстве экспонирования.

Михаил Дединкин, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом Западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа:

И смогли видеть эту высочайшую концентрацию человеческого гения в одном месте.

Павел Богданов, ведущий Телеканала «Санкт-Петербург»:

Слой за слоем начинаешь снимать все что есть внутри биографии самого Щукина. А там столько слоев, столько историй…

Ссоры с Пикассо, самоубийства брата и сыновей, смерть жены, иммиграция во Францию — трагические моменты жизни Щукина отражены и в истории самой коллекции.

Татьяна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета, доктор биологических наук, доктор филологических наук:

Восприятие искусства — это труд, это требует очень большой подготовки, знаний, насмотренности.

Николай Корнеев, выпускающий редактор:

Выставка называется «Выбор Щукина», но я бы за кадром назвал для телевизионного проекта «Вызов Щукина». И передать весь этот масштаб нужно было нестандартными приёмами.

Сюрприз как для посетителей, так и для телезрителей — в прямом эфире музыкальный перформанс среди шедевров живописи.

Алла Туровская, певица:

Восприятие искусства сейчас оно должно быть гибким, чтобы привлекать каких-то новых людей, которые раньше не интересовались этим и вдруг увидели это с другой стороны в другом свете, в розовом свете, например и дальше начали интересоваться. Да, и смотреть коллекцию Щукина!

Полную версию проекта «Эрмитаж. Рождение нового искусства» смотрите на сайте, а также в соцсетях телеканала.