В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирэна Похомова, психолог.
Марианна Дьякова,ведущая: Сегодня 29 июня отмечаем День объятий. Обнимите своих близких. Хотя для этого, конечно, не нужен никакой отдельный повод. О пользе тактильного контакта сказано уже много, но сегодня мы обсудим свежие исследования немецких учёных.
Михаил Спичка,ведущий: Они выяснили, что объятия снижают уровень гормона стресса. Но вот только у женщин. Почему так происходит? Разобраться в этом нам поможет психолог Ирэна Пахомова.
Марианна Дьякова,ведущая: Почему на мужчин это не действует?
Ирэна Похомова,психолог: Всё на самом деле просто. Действуют гормоны, либо они не действуют. Когда женщины обнимаются, мы воспринимаем объятия вообще по-другому. Для нас это про нежность, про приятные ощущения, про заботу, про какое-то покровительство, в котором нам хорошо. И когда нам хорошо, у нас выделяется много окситоцина. Окситоцин — гормон радости, спокойствия, который позволяет хорошо преодолевать стресс. Всё, нам хорошо. У мужчины всё по-другому. Для него объятия, нежность — это про его уязвимость, слабость, где я не могу быть кремень. Соответственно он не получает столько удовольствия, сколько мы, окситоцин либо вообще не выделяется, либо совсем чуть-чуть.
Михаил Спичка,ведущий: Мужчина, мне кажется, сам больше любит женщину обнимать, чем, когда она его обнимает?
Ирэна Похомова,психолог: Да, но это скорее будет про покровительство. Я над тобой властвую. То есть если я ощущаю сейчас власть и обнимаю тебя не как равный, а как защитник, мне от этого хорошо. Тут окситоцин, кстати, может выделиться.
Марианна Дьякова,ведущая: Почему в принципе нам так важно это ощущение тактильности? Почему нам нужно до кого-то дотронуться, чтобы нам стало спокойно и хорошо? Почему в принципе говорят, что в день нужно таких объятий или дотрагиваний много?
Ирэна Похомова,психолог: Потому что изначально до года для ребёнка, чтобы выжить, нужны объятия, тактильный контакт. Ему сложно без этого выжить, если до него не дотрагиваются. И когда до него дотрагиваются, и если это приятно, точно также выделяется окситоцин, становится спокойно и хорошо. Это запоминается мозгом. Все эти реакции запоминаем: телесный контакт, приятно, хорошо, спокойно. Потом мы вырастаем, а задний мозг, который формируется до 7 лет и потом не меняется, ему все равно, что мы выросли и уже не мама нас обнимает. Самое главное, есть одинаковый стимул: до нас дотронулись, нам приятно, окситоцин пошёл. Всё, мы расслабились. И поэтому, чем этого больше, тем лучше. И в тоже время чем меньше этого было в раннем детстве, то есть если я недополучил, то я пытаюсь дополучить. Поэтому есть женщины, которым очень нужны объятия, а есть те, которым неприятно, когда даже любимый мужчина её обнимает. Тут тоже есть взаимосвязь. Также, как и у мужчин, собственно.
Михаил Спичка,ведущий: Может ли тяга к объятьям зависеть от национальной традиции? Я специально не исследовал этот вопрос, но мне почему-то кажется, что итальянцы обнимаются чаще, чем норвежцы?
Ирэна Похомова,психолог: Может абсолютно. Это как раз тоже связано с менталитетом и с верой. Если мы с вами возьмём мусульман, у нас тоже в стране есть мусульмане, это Ингушетия и Чечня. Мужчина там вообще не позволяет объятья ни с женой, ни с детьми. То есть его эмоции закрыты. Потому что он должен быть сильным, он столб, он кремень. И проявлять любые чувства нежности, любовь, даже к жене и детям — это про слабость. А в другом менталитете, в том же итальянском, там наоборот, проявление чувств — это хорошо, нормально. Чем больше чувств, тем больше контактов, тем ты более счастлив. Разный менталитет, разная вера.
Марианна Дьякова,ведущая: Некоторое время назад были такие частые акции на улицах, даже с плакатами стояли про объятия Просто обниму. Насколько это действует, если люди абсолютно незнакомые? Вырабатываются те же самые гормоны или это так просто знак внимания?
Михаил Спичка,ведущий: Вполне может быть, что человек не любит, когда дотрагивается чужой?
Ирэна Похомова,психолог: Да, абсолютно так. Они классно действуют, если ты к ним готов. Потому что кто-то готов, а кто-то весь как ёжик сжимается. То есть он обнялся, потому что попросили, но он весь сжался и там никакого окситоцина, там наоборот стыд, страх вырабатывается, который тоже пришёл из детства, когда в детстве не мог расслабиться. В детстве получал оплеухи или какой-то телесный контакт в виде того, что по голове меня погладили и пошёл. А уж тем более от папы вообще никакого телесного контакта. Поэтому да, это про доверие миру, насколько я готов расслабиться и довериться. Чем больше готов, тем больше от объятий удовольствия.