В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирэна Похомова, психолог.

Марианна Дьякова,ведущая:
Даже самый прекрасный отпуск может быть испорчен детскими капризами.
Михаил Спичка,ведущий:
Как справляться с этим и как не портить себе настроение и отпуск, даже если дети капризничают. Мы сейчас будем выяснять у психолога Ирэны Пахомовой. Доброе, доброе утро.
Марианна Дьякова,ведущая:
Что вообще в принципе есть каприз с психологической точки зрения? Это желание притянуть к себе внимание или что-то показать, свой характер, что это?
Ирэна Похомова,психолог:
Могут быть очень разные причины. Может быть и привлечение внимания, а может быть ребёнок действительно устал. Он просто с эмоциями справиться не может. А бывает такая прямо активная манипуляция, просто сманипулировать родителем.
Михаил Спичка,ведущий:
Но всё-таки бывают и обоснованные капризы?
Ирэна Похомова,психолог:
Да, безусловно, ребёнок может устать, он может просто устать от того, что долго идут, устать от жары, устать от того, что он хочет есть. Когда у него не реализованы какие-то физиологические потребности, это будут истинные капризы. Тогда ребёнка надо спасать, ему помогать.
Михаил Спичка,ведущий:
В чём могут проявляться капризы, не только же в том, что он начинает хныкать, например?
Ирэна Похомова,психолог:
Да, у него может резко меняться настроение, то ему хорошо, то ему плохо. Он может просто лежать уставший. Либо он перевозбуждённый, очень-очень активный, носится, бегает, прыгает. Это тоже про каприз. То есть у него нервная система не выдерживает и пытается восстановиться. А может наоборот замкнуться в себе, сидеть тихо и плакать. Более старшие хлопают дверью, например, или что-то швыряют. Это тоже каприз, у и взрослых то же самое бывает.
Марианна Дьякова,ведущая:
Однозначно это всё не очень приятно. Особенно, когда это случается на отдыхе, в отпуске. Что нужно сделать родителям, чтобы заранее обезопасить себя? Понятно, что полностью все такие ситуации мы убрать не можем, и дорога зачастую длинная. Но может быть стоит взять с собой любимые игрушки, книжки может какие-то перекусы, которые нравятся ребёнку, чтобы в момент зарождения этого самого каприза его пресечь?
Ирэна Похомова,психолог:
Действительно стоит взять. Родителю важно предусмотреть, чтобы были реализованы все физиологические потребности. Многие возят с собой любимый горшок ребёнка. Почему бы и нет, если ребёнку сложно сходить в туалет в другом месте. Еда, развлечения, вот любые рисовалки, разукрашки. Я очень рекомендую в тот же самолёт или машину целый чемоданчик брать, где у ребенка лежит всё, чем он будет заниматься в самолёте. Конечно, на крайний случай это какой-то гаджет, но лучше, если он будет рисовать или чем-то заниматься. Любые перекусы, постоянная смена деятельности. Понимать, что если вы на машине, то нужно останавливаться, чтобы просто он постоял, побегал, осмотрелся, потому что ему очень тяжело сидеть на одном месте. Тогда физиологические эти потребности мы реализуем. Когда это истинный каприз. А когда это манипуляция, когда это привлечение внимания, это будет происходить независимо ни от чего, как бы вы ни продумали, сколько бы вы горшков с собой не взяли, это будет происходить.  
Михаил Спичка,ведущий:
В конце концов ребёнок может заметить, что как только он начинает капризничать, ему дают что-нибудь вкусненькое из того, что он любит и начинает этим пользоваться. Возможна ведь такая ситуация?
Ирэна Похомова,психолог:
Абсолютно возможна. И тогда это уже манипуляция. Это не я сейчас хочу есть, а это манипуляция. Поэтому задача родителя научиться отличать, когда это манипуляция, а когда это действительно физиологическая потребность. Когда это малыш, мы спрашиваем, ты очень хочешь сейчас кушать? Если ты хочешь кушать, то можешь так и сказать. Не обязательно переходить в какую-то манипуляцию, чтобы добиться своего. А если он не хочет кушать и если это манипуляция, то наша задача игнорировать. Чтобы реакция не закрепилась. 
Марианна Дьякова,ведущая:
Тогда это становится сложно для окружающих. Некоторые действительно себя так ведут: кричи, плачь, а мы не обращаем на это внимание. Насколько это верно, когда это общественное место, тот же самый самолёт?
Ирэна Похомова,психолог:
Нам важно, чтобы это не мешало другим. Если это самолёт, конечно, мы не будем игнорировать, мы будем вводить правила. Посмотри, здесь правила. Уважай другого. Да ты можешь мешать своими криками другим. Хочешь пойдём с тобой зайдём в туалет, ты там прокричишься в том же самолёте, и мы выйдем. Но здесь кричать нельзя. То есть мы вводим правило. Когда это на улице, допустим, там можно поигнорировать. На задача какая. Чтобы это реакция не закрепилась, чтобы ребёнок не думал, сейчас я покричу, мне всё дадут, лишь бы я молчал. Дадут гаджет, смотри сколько угодно, лишь бы была тишина. Поэтому мы игнорируем, показываем, что такой метод на меня не действует.
Михаил Спичка,ведущий:
Хотя есть родители, я это замечал не один раз, которые, когда ребёнок бегает с криками по проходу в самолёте, они с умилением на него смотрят. Но это ведь тоже надо пересекать как-то. Как-то об окружающих тоже нужно думать родителям, конечно.
Ирэна Похомова,психолог:
Да, свобода твоя заканчивается, где начинается свобода другого. Задача сказать ребёнку, ты очень хочешь бегать, давай подумаем, кому-то мешаем, давай спросим, мы вам мешаем. Потому что кто-то скажет, да пусть бегает, я же понимаю, что это ребёнок. А для кого-то это просто взрыв мозга, если рядом ребёнок хотя бы чуть-чуть пищит. Давай узнаем, мы мешаем или нет, вы не против, что я здесь побегаю. Понятно, что ребёнку сконцентрироваться и контролировать себя невероятно сложно, это мы можем, да и то не все.