Выставка даров Русскому музею чем-то напоминает Инстаграм. Самый масштабный проект года для музея – 1500 работ, разделенных на 4 части в разных его зданиях, объединенных по сути тем, что как общий признак не разглядишь – «это подарили».
Только, кажется, подаренное в разные годы и созданное в разные века, не слишком складывается в сюжет. Как в Инстаграме. Это если самому не знать внушительный бэкграунд.
Истории созданий, истории коллекционеров, истории, рассказанные самими шедеврами, перекрикивающими друг друга голосами эпох и течений. Разобраться и уложить в голове – это вам не банан очистить, в связную историю это может облечь профессионал.
Проводником, если хотите – Вергилием, среди работ, имен и исторических контекстов в очередной раз выступила заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Василий Верещагин «Прогулка в лодке»
Верещагина все знают как художника-пацифиста, как художника войны. Однако он не изображает войну как таковую, он тоже по отношении к войне, он философ.
Картины Верещагина всегда бывают так метафоричны, аллегоричны, там нет крови. Он был художником, относившимся к деталям очень тщательно. Он зарисовывал все, делал такие натуральные вещи.
И вдруг Верещагин, которого мы здесь видим! Здесь нет никакого натурализма, здесь нет никакой тщательности. Здесь есть постимпрессионизм. Здесь есть такая уже свобода, экспрессивный подход к живописным моментам. Здесь есть живописность! Цветовая живописность, которой мы не видим в других работах Верещагина.
Это Верещагин, который всегда мечтал попасть в Японию. Это был конец его жизни, потому что он всегда мечтал в Японию. Попал в Японию в 1903 году, потом еще разу вернулся и погиб в Японии.
Наталия Гончарова «Евангелисты. Тетраптих»
Такая композиция называется «Евангелисты» и принадлежит она одной из самых известных женщин-художниц в России, как их тогда называли «амазонки русского авангарда» — Наталии Гончаровой.
Вот эти работы сделали таким просто мажорным творчество Гончаровой, потому что они посвящены религиозному сюжету. Художница, исполнявшая эти композиции, создавала новую икону XX века.
Икона, ориентированная уже на то, чем интересовались художники авангарда XX века. Гончарова была сама очень религиозным человеком. Всегда! И, конечно, когда она создавала эти произведения, она не имела в виду что-то такое против церкви, против религии, духовности.
Представляете, вот так вот, с такими жестами, ведь на иконах этого ничего нет, цвета такого нет в иконописи. Гончарова создает новый и колористический ряд, и пластический ряд для традиционного вида искусства.
Вот то, что нам досталось – вот эта потрясающая композиция «Евангелисты». Это, конечно, как у нас говорят, «вишенка на торте».