Нелегкое дело – пересказывать в словах предметные работы, еще сложнее – беспредметное. Например, музыку, но и здесь есть особые сложности – представления самих музыкантов.

Мы говорим о человеке, подразумевая его музыку, его манеру, то, как его воспринимают те, кто воспринимает его музыку. Пианиста Константина Емельянова называли главным открытием 16-го Международного конкурса имени Чайковского. Его молодость еще не позволяет в таких вот отзывах опереться на бронзовые костыли авторитета. Но, как ни странно, разные и несвязанные рецензенты рисуют любопытно схожий портрет, в общих чертах, обычно подходящий людям более холодных, чем искусство, занятий.

Судя по тому, что отзыв «светлая голова», чуть ли не открывает собственный сайт пианиста, он согласен с теми, кто отмечает в его манере прежде всего умное прочтение, мысль, обуздывающую темперамент, понимание себя в движении музыки. На этой неделе пианист дважды выходил на сцену Концертного зала Мариинского театра. Восходящую звезду между репетициями и концертами наблюдала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Орловская.

Его игра как всегда проникновенна и лишена позерства, под стать характеру. Критики называют Константина Емельянова тихой суперзвездой. У самого скромного пианиста отечественного музыкального мира в свои 26 уже не один десяток покоренных сцен. На этот раз в концертном зале Мариинского он играет Бетховена. Предыдущую встречу с театром пианист запомнил надолго.

Анна Орловская,корреспондент:
«В последний раз, когда вы выступали в Мариинском театре, у вас была температура под 40».
Константин Емельянов,пианист:
«Да, вообще не самое приятное ощущение на сцене, вплоть до того, что в середине программы я делал перерывы и уходил за кулисы, но вообще это очень опасно, у меня так было. Было забавно, я несколько конкурсов так играл. Когда у тебя температура, и тебе кажется, что у тебя все очень ловко получается, но потом, когда это проходит, могут болеть мышцы».

А за руками нужен глаз да глаз. Поэтому наш герой в перчатках даже в теплую погоду, по завету своего учителя, профессора Сергея Доренского, патриарха русской фортепианной школы.

Анна Орловская,корреспондент:
«Вы играете Шуберта, Чайковского, Бетховена, – имена сложные. Как подступиться к таким композиторам?»
Константин Емельянов,пианист:
«Это бывает очень по-разному. Потому что иногда какие-то абсолютно немузыкальные вещи, немузыкальные ассоциации, события могут как-то повлиять действительно на твои интерпретации и на твой контакт с музыкой. Например, на концерте «Времена года» Чайковского известно, что в первом издании как раз редактор поместил к каждому из времен года подзаголовок и эпиграфы — четверостишия знаменитых русских поэтов. То есть сами наталкивают на ассоциации».

На тонкую творческую натуру даже долгое затишье из-за эпидемии коронавируса произвело удивительный эффект.

Константин Емельянов,пианист:
«Такого перерыва в концертной жизни с юношеских лет не было у меня, но есть что-то в этих новых ощущениях. Как будто бы некоторые вещи ты лучше слышишь сейчас, ты был постоянно в этой гонке, уши отдохнули, по-другому чувствуется».

Переломный момент в карьере молодого музыканта произошел после участия в международном конкурсе имени Чайковского. Приглашения на концерты посыпались одно за другим.

Анна Орловская,корреспондент:
«Ровно год назад вы выступали..»
Константин Емельянов,пианист:
«Это как раз видео с конкурса Чайковского».
Анна Орловская,корреспондент:
«Да, и вот что мне интересно, перед тем как начать, вы молчите и долго собираетесь, так вот – о чем вы думаете в этот момент?»
Константин Емельянов,пианист:
«Это было на конкурсе, и это было особенное волнение. Вообще я стараюсь перед исполнением концентрироваться на том, что буду исполнять. Я настраиваюсь, представляю себе темпы, стараюсь не думать ни о публике, ни о зале».

Отсюда еще одно правило: никогда не смотреть выступления других участников и, да, накануне концерта – все напитки только без кофеина. Чтобы руки оставались послушными.

Сегодня в плотном гастрольном графике времени хватает только на сон, и даже встречи с друзьями приходится забивать в календарь. Через день пианист выступает уже в Москве. Не скрывает: иногда хочется закрыть крышку рояля и все бросить, но после таких мини-кризисов, наоборот, происходит творческий рывок.

Анна Орловская,корреспондент:
«Как думаете, смогли бы отказаться от музыки, или это навсегда?»
Константин Емельянов,пианист:
«Надеюсь, навсегда, я от нее не отстану, это самый большой страх – не услышать больше музыки. Если мы говорим о Бетховене, когда он не смог больше слышать музыки, я не могу себе это представить. Мне кажется это самое страшное, что может произойти, надеюсь, никогда этого не произойдет, не будет никаких пандемий, карантинов и музыка будет звучать».