Сегодня я вынужден все чаще соглашаться с бананом: «Если быть вещью, то дорогой вещью!». Он чертовски прав, хотя всего лишь повторяет отчаянный вопль знаменитой «Бесприданницы» Островского.
В театре «Суббота» – премьера, эта старая пьеса выходит под новым названием «Вещь». Режиссер Андрей Сидельников в ней классических героев перебросил в наше время. Из сюртуков – в кроссовки, из газового – в неоновый свет.
Изображать классику в футуристическом духе – он следует своей обычной манере и его уверенность в такой наглядной актуальности, отдадим должное, передается зрителю. Другое дело – актуальной и нерешенной остается проблема того, что делать, оказавшись перед выбором: любовь и деньги? Знатоки сердец – драматурги – на него не отвечали, не было решения и у знатоков капитала.
Современник Островского Фридрих Энгельс писал: «Мы ответим на этот вопрос позже, когда вырастет новое поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви».
Вторая сотня лет пошла, бананы вот и те определились, а мы все ждем новое поколение. «Вещь» поколения 2020 оценивал Виктор Высоцкий.
В театре сделанная работа – это как приобретенная дорогая вещь: ее нужно скорее показать. Тайное обладание здесь радости не принесет. Придите, посмотрите наш новый спектакль «Вещь», – скажут вам в театре «Суббота», обязательно предупредив, что так у них называется «Бесприданница» Островского.
Андрей Сидельников,режиссер-постановщик, главный режиссер театра «Суббота»: «Современному зрителю слово «бесприданница» непонятно. Оно не связано с тем, как оно звучало раньше. А вот то, что я – вещь, я бедный, что меня можно купить…»
Название спектакля подсказано одной из финальных сцен драмы Островского, в которой есть такая реплика Ларисы: «Они правы, я вещь, а не человек». Новое место действия — Аэропорт — также порождено текстом пьесы, где говорится, что Сергея Паратова ожидали с пароходом «Самолет». Аэропорт – как модель России сегодня.
В пьесах Островского важно присутствие Волги: Катерина в «Грозе» бросается в великую русскую реку, Лариса в «Бесприданнице» только думает об этом и уезжает за нее с Паратовым. В спектакле Волга – это авиакомпания, а также – пленка, в которую упаковывает вещи, и в том числе Ларису, служащий Карандышев. Мать Ларисы Харита Игнатьевна продает косметику фирмы «Эфир», что опять же является отсылкой к реплике, что Лариса – не земная, она – эфир.
В спектакле герои произносят реплики двумя манерами: одна стилизована под электронную (все подсчитано), другая – человеческая. Кроме того, оригинальный текст разбавлен некоторым количеством новых фраз, которые как бы призваны добавить актуального момента.
К сожалению, они не всегда хорошо уживаются с творением Островского. Еще одно существенное добавление – некий абстрактный персонаж, гитарист, который присутствует на сцене наряду с действующими лицами пьесы.
В целом у зрителя должно остаться яркое впечатление, и, уходя со спектакля, он сможет сказать: «да, бесприданница – это совершенно улетная вещь»!