КСЕНИЯ СОТНИКОВА,корреспондент:

Скульпторы всегда вдохновлялись лошадьми. В Петербурге особенно популярен один из главных городских символов – «Медный всадник». Причём, восседает Пётр Первый не на каком-то условном коне. Предположительно скульптор изобразили ещё и его любимую лошадь Лизетту. Интересные факты о конных памятниках – в нашем обзоре.

О конях Клодта слагают легенды. Именно они привлекают туристов и петербуржцев в скульптурной композиции на Аничковом мосту. Любопытно, не все жеребцы подкованы. Раньше на Литейном проспекте располагались кузницы. Подкованные лошади идут оттуда, неподкованные – туда. Всё просто.

Коней установили на мосту в 1841 году. Изначально варианта скульптур было два. Их разместили на западной стороне моста и временные гипсовые копии на восточной. Позже дубликаты постоянно раздаривали. Тогда Пётр Клодт решил создать новые композиции. Так появились четыре стадии укрощения коня.

Памятник Александру Невскому стал пятым конным городским монументом. Работу над ним Валентин Козенюк начал в конце 60-х годов, и только спустя более 30-ти лет скульптура появилась на площади. Ещё позже — в 2005 году, на постаменте закрепили барельефы, изображающие Ледовое побоище и перенос мощей Александра Невского в Петербург. В последний даже вставили частичку подлинных мощей благоверного князя.

И ещё одно творение Петра Клодта. Шестёрка его коней, ведущих колесницу богини Ники, венчают Нарвские ворота. Вообще изначально их соорудили из дерева и только потом повторили из более прочных материалов, сохранив замысел выдающегося архитектора Джакомо Кваренги.Один из самых ярких памятников в честь победы русской армии над Наполеоном. Тогда еще через деревянные Нарвские ворота торжественно проходили возвращавшиеся с войны полки.

Кстати, именно эта шестерка коней принесла Петру Клодту всемирную известность. Всего в Петербурге можно отыскать около 30-ти скульптурных воплощений лошадей, многие из которых создал великий мастер.