В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Аветян, старший научный сотрудник, хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Василий Киров,ведущий:
На днях в Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка, посвящённая творчеству первого и единственного фотографа, удостоенного звания Фотограф Императорского Эрмитажа, Фёдора Львовича Николаевского. У Эрмитажа всегда были свои фотографы, есть они и сейчас. Однако фотографии Фёдора Николаевского действительно особенные. В чём их исключительность?
Наталья Аветян,старший научный сотрудник, хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
В конце XIX века, как вы правильно заметили, для Эрмитажа работало довольно много фотографов. Но вот такого почётного звания, о котором ходатайствовал директор императорского Эрмитажа, ни у кого больше не было. Исключительность Николаевского состоит в том, что он был очень многогранный фотограф. Он мог снимать и интерьеры залы, и работать с экспонатами, съёмка которых требовала особого навыка, и делать прекрасные портреты сотрудников в рабочей обстановке.
Дарина Шарова,ведущая:
А в чём был особый навык для съёмки экспонатов?
Наталья Аветян,старший научный сотрудник, хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
От того, с чем работают фотографы сейчас, технологически фотография сильно отличалась. Единственное, что требуется и тогда, и сейчас, это художественный взгляд. Очень важно, чтобы фотограф, который работает в музее, имел художественное образование. И у Николаевского оно было, он окончил императорскую Академию художеств. Ещё должно быть великолепное чутьё и знание материала. Потому что каждый художественный объект, будь то живописное полотно или предмет прикладного искусства, это особый материал: серебро, холст, масло, рисунки. Они требуют разного освещения, нужно подчеркнуть фактуру материала. Он всё это прекрасно понимал. Те эрмитажные искусствоведы, которые с ним работали, всегда отмечали в своих воспоминаниях, что работать с Николаевским было истинное удовольствие. Потому что в нём фотограф сочетался с художником.
Василий Киров,ведущий:
Он ещё, вы сказали, фотографировал сотрудников в рабочей обстановке?
Наталья Аветян,старший научный сотрудник, хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Мы же говорим о XIX веке. А тогда люди были менее открыты и публичны, чем теперь. Нельзя сказать, что фотографии открывают нам какие-то кулуарные страницы. Это просто очень хорошие психологические портреты, снятые в соответствующей обстановке. Один из самых интересных – портрет директора Эрмитажа Всеволожского, снятый тогда, когда ему за выслугу лет была присвоена очень важная государственная награда. Он снят в зале Эрмитажа рядом со скульптурой Дианы, это портрет улыбающегося довольного человека.
Василий Киров,ведущий:
Невероятно сложно сохранить даже негативы. Как это удаётся?
Наталья Аветян,старший научный сотрудник, хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Что касается наследия Николаевского, это достаточно большой архив, несколько тысяч негативов и отпечатков. Ещё 20 лет назад сотрудники Эрмитажа пользовались негативами Николаевского. Потому что это на очень высоком техническом уровне выполненные негативы. Они и в настоящее время, если мы будем делать с них отпечатки, будут прекрасны в работе и до сих пор востребованы исследователями. Архив Николаевского продолжает иметь значение и для истории Эрмитажа, и для истории искусств.
Дарина Шарова,ведущая:
Экспозицию дополняют также личные вещи мастера, семейные снимки?
Наталья Аветян,старший научный сотрудник, хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Это счастливое стечение обстоятельств. Наша коллега, которая занималась биографией Николаевского, Валентина Фёдоровна Маришкина смогла познакомиться с младшей дочерью Николаевского – Эмилией Фёдоровной. Она убедила родственников передать личный архив фотографа в Эрмитаж. Затем она написала книгу, по материалам которой и организована выставка. Поэтому на выставке можно увидеть и печать, и коробочки с негативами, и сами отпечатки, и очень редкие личные документы. Это дипломы и грамоты, который Николаевский получал во время своей учёбы.
Василий Киров,ведущий:
Современные фотографы как-то используют опыт Николаевского?
Наталья Аветян,старший научный сотрудник, хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Технологии сейчас шагнули далеко, и мы используем цифровую съёмку, которая даёт очень качественное изображение. Но в работе с экспонатом опыт Николаевского мог бы по-прежнему пригодиться. Это художественный взгляд и умение подчеркнуть достоинства объекта.