мария новикова-охонская,корреспондент: Аничков мост — один из самых узнаваемых символов Петербурга. Переправа через Фонтанку по оси Невского проспекта — тогда Невской першпективы — появилась ещё в начале 18 века по указу Петра Первого. Строительство велось силами бойцов батальона инженера-подполковника Михаила Аничкова. И спустя 300 лет после многочисленных перестроек этот мост носит его имя.
Деревянные конструкции сменяли друг друга до 1785 года, когда на этом месте был возведён каменный мост, по моде того времени — разводной, с башнями. Но к концу первой трети 19-го века он перестал справляться с нагрузками, и было решено построить трехпролётную переправу, по ширине Невского проспекта.
мария новикова-охонская,корреспондент: Завершённый, привычный нам сегодня облик мост получил лишь в 1850 году, спустя почти 10 лет после официального открытия переправы, когда все 4 скульптурные группы Петра Карловича Клодта обрели постоянную прописку на гранитных постаментах.
Предполагалось, что мост украсят две пары одинаковых скульптурных композиций. Первые были отлиты в 1839м году, оставшиеся — спустя два года. Проект был утверждён на высочайшем уровне, самим императором. Правда, по воле императора он и не был реализован.
НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: Николай решает, что нужно пару скульптур отправить в Берлин для того, чтобы сделать подарок прусскому королю. Петр Карлович приступает к отливке повторно, а в 1845 император решает, что подарит пару скульптур уже неаполитанскому королю. Мастер решает, что он больше не будет заниматься повторными отливками, и он создаёт совершенно другие две статуи.
мария новикова-охонская,корреспондент: Несомненно, самым заметным и значимым украшением моста стали скульптуры Клодта, но не меньшего внимания и пристального изучения заслуживают перила.
Чугунный узор чередующихся морских коньков, русалок и дельфинов повторяет рисунок оград Дворцового моста в Берлине.
мария новикова-охонская,корреспондент: В ноябре 1942 года в мост попала 250-ти килограммовая фугасная бомба. 30 метров ограды были сброшены в Фонтанку, пострадали парапеты. Были повреждённым парапеты . На одном из постаментов можно и сегодня найти след войны. При реставрации его сохранили намеренно, как память о тех страшных событиях.
А вот знаменитые скульптуры во время войны не пострадали, они провели всю блокаду в специальных укрытиях в саду Дома пионеров и вернулись на свои места только в июне 1945го года. В следующий раз прославленные кони Клодта и их укротители покидали постаменты на рубеже тысячелетий ради масштабной реставрации.
мария новикова-охонская,корреспондент: Городские легенды к счастью не наделили этот мост, а главное, юношей и жеребцов способностью исполнять желания. Лишние тактильные контакты для бронзовых скульптур губительны в условиях и без того непростой жизни памятников в мегаполисе. Впрочем, многие петербуржцы несмотря на отсутствие всякой мифологической подоплёки нашли именно здесь своё личное место силы.
НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: Каждый человек сталкивается с какими-то проблемами, можно под тяжестью этих проблем упасть, потерять равновесие, а можно собраться с силами и их приодалеть и выйти победителей. И эта идея преодоления настолько современна, что эти скульптуры становятся частью современной жизни.