В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Пирогов, юрист.

Василий Киров,ведущий:
Ростуризм предложил страховать туристов по аналогии с дольшиками – через эскроу-счета. Продавшая путёвку компания не получит деньги, пока люди не вернутся с отдыха. Что это такое?
Сергей Пирогов,юрист:
Если быть абсолютно точным, то это не отдельный вид страхования, а способ оплаты. Денежные средства перечисляются не тому, кто вам продал услугу – в данном случае не туроператору – а на некий нейтральный счёт, на котором они находятся и перечисляются при выполнении определённых условий. В данном случае, когда турист вернётся в Россию с отдыха. Только тогда туроператор получит средства.
Людмила Ширяева,ведущая:
Для кого в этой цепочке больше выгоды?
Сергей Пирогов,юрист:
Здесь выгода больше для туриста. Он получает однозначную гарантию, что, если что-то пойдёт не так, он получит обратно свои денежные средства. На сегодняшний день, если туроператор ненадлежащим образом оказал услугу, он обязан вернуть денежные средства. Но по факту в большинстве случаев этих денег у него нет. Потому что схема работы такова, что деньги, которые выплачивает турист, сразу идут отелю, авиакомпании. Даже ещё за прошлых туристов. А нововведение с эскроу-счетами гарантирует наличие денег на случай, если услуга не будет оказана.
Василий Киров,ведущий:
Пока непонятно, как это будет действовать?
Сергей Пирогов,юрист:
Как и с любым законопроектом. Но если предположить, что это будет также, как работает с дольщиками, то это будет не добровольный, а установленный порядок оплаты. Но здесь усматривается и другой объективный минус. Как туроператоры будут осуществлять свою деятельность? Им нужно будет привлечь существенные ресурсы. Это либо кредитование, либо собственные деньги, чтобы оплатить все путёвки, по которым поедут туристы.
Людмила Ширяева,ведущая:
Подобная страховка может компенсировать весь отдых, если пошло не так. А есть то, что она не может компенсировать?
Сергей Пирогов,юрист:
Если мы говорим о данном виде оплаты – эскроу-счетах, то за счёт них вы сможете получить компенсацию либо полностью, либо частично. В данном случае не совсем правильно говорить, что она что-то не покрывает. Эти деньги можно будет использовать в любом случае, если у вас возникли какие-то претензии к туроператору. Они могут быть и по качеству услуг, и по полноте оказания услуг, когда отправили не тем классом, заселили не в тот отель. Если у вас есть основания, вы их предъявляете, и за счёт этих денег вам будет выплачена та или иная компенсация
Василий Киров,ведущий:
Как это будет происходить по факту оказанной услуги? Через суд?
Сергей Пирогов,юрист:
Безусловно, это может быть спор. Это может быть судебный спор, претензионный порядок. Важно, как в законе будет определён момент, когда деньги с эскроу-счёта перечисляются туроператору. Если сравнивать с дольщиками, то это момент подписания акта приёма-передачи.
Василий Киров,ведущий:
Эти правила ещё только продумываются. А какие страховки уже сейчас самые популярные?
Сергей Пирогов,юрист:
Ковидная страховка. На самом деле она покрывает большое количество случаев от невылета по причине заболевания до госпитализации или лечения в месте отдыха.
Людмила Ширяева,ведущая:
А если летишь в невакцинированное государство, например, Шри-Ланку, где ковидную страховку приобретают по желанию на месте, можно здесь не приобретать эту ковидную страховку?
Сергей Пирогов,юрист:
Всё зависит от государства. Приобретая страховку там, вы приобретаете её в соответствии с законодательством того государства. Откровенно говоря, сложно разобраться, на каких условиях вы её приобретаете. Целесообразно, вылетая на отдых, купить здесь и понимать, от чего вы себя застраховали и на каких условиях можете воспользоваться этой страховкой.