Государственный музей-заповедник «Павловск» —  шедевр всемирного наследия ЮНЕСКО существует благодаря двум женщинам —  принцессе Софие Доротее Августе Луизе Вюртембергской — русской императрице Марии Фёдоровне, которая его построила, и директору музея Анне Зеленовой, которая его спасла. С начала войны под ее руководством  шли работы по укрытию дворцовой и парковой скульптуры и эвакуация экспонатов.

Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
За день до того, как немецкие войска заняли Павловска, Анна Зеленова, отправив последнюю машину с музейными экспонатами, ушла пешком в Ленинград, чтобы вернуться к заминированным руинам некогда величественного дворца зимой 1944-го.
ЛЮДМИЛА КОВАЛЬ,учёный секретарь Государственного музея-заповедника «Павловск»:
Это был первый объезд, чтобы посмотреть, что осталось, она оббежала весь дворец, увидела разрушенную галерею Гонзаго, когда она вышла на плац — увидела, что купол сгорел, купол рухнул, а когда она подошла к Южному корпусу — в воздухе висел бывший тронный зал, о том чтобы не реставрировать дворец — она даже не думала, она ехала в Павловск, чтобы увидеть его и сделать всё для его спасения.

Анна Зеленова вместе с соратниками по  научно-музейному делу разработала совершенно новую систему маркировки разрушенных элементов, что позволило сохранить их исторический адрес и  воссоздать утраты на прежнем месте,  методика целостной восстановительной реставрации, включавшая в себя тщательное изучение документов и применение аутентичных материалов, техник и технологий  в последствии была  принята за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны.

ВЕРА ДЕМЕНТЬЕВА,директор Государственного музея-заповедника «Павловск»:
Её заслуга, что среди всех крупных разрушенных памятников на территории Европы, это был первый объект, который был введён в строй и в 1957 принял своих первых посетителей.

Чтобы увековечить память о хрупкой, целеустремлённой, бесконечно преданной своему делу женщине, музейное сообщество и жители Павловска объявили сбор средств и конкурс на создание монумента. Его выиграл заслуженный художник России Владимир Эмильевич Горевой. Скульптор отказался от авторского гонорара. Им были созданы эскиз и модель памятника, но окончить работу мастер не успел — над завершением монумента работали его ученики

РУСТАМ ИГАМБЕРДИЕВ,скульптор, ученик Владимира Горевого:  
То, что его не было рядом, было крайне неудобно, потому что в предыдущей ситуации можно было что-то оспорить, что-то изменить, что-то обсудить, здесь ничего менять было нельзя. Так исторически сложилось, что довольно много лет мы работали совместно с Владимиром Эмильевичем, примерно так же: делали модель, совместно, лепили, как это происходит мне было понятно, это не было каким-то событием из ряда вон выходящим. Это было событием естественного порядка.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ,директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России:
Это памятник нашей культуре и нашей истории, это памятник солидарности музейщиков, почти единственный в мире памятник директору музея. Есть памятник директору Лувра — на могиле, но, чтобы несколько директоров последовательно бились за памятник своего предшественника — это дорогого стоит. Это стоит дорогого.

Памятник хранителю вечности, легендарному руководителю музея-заповедника «Павловск» созданный полностью на народные пожертвования и благодаря безвозмездному вкладу всех участников проекта, был открыт в Международный день музеев.