юля чеснокова,корреспондент: Целый сюжет, посвящённый одной гравюре? А почему бы и нет, если графика эта колоссального размера, а на ней во всей красе Петербург эпохи Петра.
А вот и сам император с супругой совершают увлекательную прогулку по рекам и каналам молодой столицы на одном из корабликов века 18-го. Всё, как и сегодня, триста лет спустя. Задуманный императором город — волшебный парадиз — стоит на воде и прочно с ней связан.
Мария Мотовилова,ведущий библиотекарь отдела эстампов Российской национальной библиотеки: Архитектурный силуэт города отличается, но всё равно можно легко узнать, какой здесь изображён город по широкой панораме, размаху набережных. Считается, что гравёр находился скорее всего на Выборгской стороне, примерно в районе Литейного моста и, соответственно, перед ним слева — Литейная часть, в центре — набережная Васильевского острова видна и Петроградская часть.
Автор петровской панорамы — знаменитый гравёр Алексей Зубов. Его работы —источник неисчерпаемых знаний о Петербурге начала 18 века. Сегодня одна из копий масштабной панорамы вместе со «Словом в похвалу Петербурга» хранится в отделе эстампов Российской национальной библиотеки и только что прошла реставрацию.
Мария Мотовилова,ведущий библиотекарь отдела эстампов Российской национальной библиотеки: В чём заключалась основная трудность — гравюра и само «Слово» были свёрнуты в свиток. Гравюра была в жёстких изломах. Разрывы были укреплены, изломы выравнены и также методом удалённого увлажнения гравюра была увлажнена и помещена под стекло, зафиксирована, чтобы дальше она была ровной, а не свертывалась обратно.
Да, несмотря на то что в Петербурге главный враг работ прошлого не жучки, а влажность, восстанавливают эстампы именно при помощи воды. Теперь осталось только подобрать гравюре багет под стать и она предстанет перед публикой на выставке в честь 350-летия Петра Первого в Российской национальной библиотеке