О тех, кому «Ленинградская симфония» помогла выжить, и о подвиге музыкантов блокадного города — репортаж Наталии Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь о главной исторической дате этой недели. 80 лет со дня исполнения 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича в зале филармонии. Произведения, которое стало музыкальным воплощением мужества, героизма и несгибаемой воли Ленинграда. Симфония потом и получила своё второе название — «Ленинградская». Дмитрий Шостакович начал писать эту музыку в Ленинграде в 1941 году. С самого начала войны 34-летний профессор Ленинградской консерватории неоднократно обращался в военкомат и требовал отправить его на фронт. Но раз за разом ему отказывали. Тогда, как и многие ленинградцы, Шостакович вступил в народное ополчение и дежурил на крыше, обезвреживая зажигательные бомбы.

Пожарная команда, куда был приписан композитор, несла дежурства на крыше здания консерватории. Ему выдали каску, пожарный комбинезон, обучили обращению с пожарным шлангом. Об этих дежурствах на крыше узнал фоторепортёр ТАСС Рафаил Мазелев. Он сфотографировал Шостаковича во время дежурства в костюме пожарного.

Снимок стремительно обошёл газеты многих стран, вызвав массу откликов. И уже в июле 1942-го года американский еженедельник «Тайм» поместил на обложку портрет Дмитрия Шостаковича. Внизу надпись: «Среди разрывов бомб в Ленинграде он слышал аккорды победы». Вот были же времена, когда американская пресса публиковала изображения наших героев!

Итак.  Музыка, которая посвящена подвигу. И исполнение которой в тех условиях было подвигом.  Прошло ровно 80 лет со дня премьеры в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича. А в чём феномен этой великой музыки и чему она учит нас сейчас? Спустя ровно 80 лет? Наталия Бандурина продолжит тему».

9 августа, 2022 год. Стрелка Васильевского острова. Очень много людей. Одни занимают места согласно  билетам, другие пытаются устроиться за ограждением.

Нет, это не концерт поп-звезды или легенды рока. Десятки тысяч зрителей пришли сегодня на 7-ю симфонию Шостаковича. На классику такой ажиотаж. Поймут только ленинградцы. Ровно 80 лет назад, 9 августа 1942 года  в блокадном городе тоже играл оркестр.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«Четыре объемистые тетради с нотами доставили в осажденный город на военном самолете, 7 симфония Шостаковича, которую очень скоро назовут секретным оружием Ленинграда. Чтобы понять, почему это так, не нужно слов, нужно просто послушать эту музыку».

1942 год. Ленинград уже два года в кольце. Позади самая страшная блокадная зима. Каждый день умирало по некоторым оценкам  4 тысячи человек. На 9 августа немцы готовят пригласительные билеты в «Асторию» на праздничный банкет по случаю взятия города. Вместо этого по всем радиоточкам в городе и на линии фронта передают выступление оркестра из зала филармонии.

ИСАЙ КУЗИНЕЦ,член Совета Санкт-петербургской общественной организации ветеранов, житель блокадного Ленинграда:
«Люди почувствовали, что они уже выстояли, и это почувствовали наши враги, а под Ленинградом стояли соединения более 12-ти армий».

В симфонии четыре части. Всего 68 минут. Первая — Шостакович начал писать ее еще летом 41-го — воспевает мощь процветающей страны Советов. Но вдруг гармония нарушается барабанной дробью. Эпизод нашествия, наверное, самый известный и узнаваемый.

«Пляска ученых крыс под дудку крысолова», — так об этом моменте говорил писатель Алексей Толстой. Следом идет тема сопротивления. Сам Шостакович любил исполнять именно ее.

ПАВЕЛ НИКИТИН,учитель музыки школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича:
«Последнюю часть он написал в декабре 41-го, когда началось контрнаступление, и это уже был гимн победе. Шостакович заведомо знал, что по-другому не будет. Ведь до Ленинграда ее играли в Лондоне. Так вот там дирижер сказал, что люди, которые написали такую музыку, проиграть не могут».

Павел — учитель музыки в школе, которая носит имя композитора. Именно за этим роялем играл сам Шостакович. 9 августа 1942-го, в этом фраке был дирижер Карл Элиасберг. Это он собирал музыкантов в блокадном Ленинграде выезжал за ними даже за линию фронта. О нем еще при жизни слагали легенды. Всегда собранный, пунктуальный, честный и бесконечно преданный музыке. Несправедливо забытый на долгие годы. Только совсем недавно о нем сняли фильм.

АЛЕКСЕЙ ГУСЬКОВ,народный артист России:
«Я был, конечно, поражен этим человеком, как он смог собрать этих музыкантов, одного он даже нашел в мертвецкой, но увидел, что у него шевелится рука. Достал, спас таким образом».

Виолончелист Андрей Сафонов утром укрывал колокольню Никольского собора, до войны у него было хобби — альпинизм. А днем шел на репетицию оркестра. Сегодня в это невозможно поверить. Голодные, измождённые люди не могли играть больше 15-ти минут. 27 человек из оркестра не дожили до премьеры в Ленинграде. На их место находили других. В 42-м году зал был заполнен зрителями. Когда музыканты закончили играть, зал встал, и вдруг появилась девочка с огромным букетом цветов. Это было настоящее чудо, а сами музыканты говорили про себя: в этот момент мы воскресли.

Из тех, кто был на том самом концерте в Ленинградской филармонии, никого не осталось в живых. В Куйбышеве, где  впервые прозвучала симфония, в зале сидел 6-летний мальчик Иосиф, его привели на концерт родители. Конечно, он не мог понять тогда, что стал свидетелем исторического события, но ту атмосферу и слезы взрослых он не забудет никогда.

ИОСИФ РАЙСКИН,почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга:
«Я видел, как реагировали люди, как они вставали, видел кланяющегося Шостаковича. Последние аккорды — это знамя над рейхстагом».

80 лет прошло с того самого легендарного концерта. Симфонию исполняли по всему миру и до и после: в Нью-Йорке, Торонто, в Москве и Ташкенте. Но в историю она вошла именно как «Ленинградская». Ни до, ни после никто не совершал подобного подвига. Музыканты в блокадном Ленинграде выиграли войну. Не оружием. Волей, силой духа и, конечно, этой невероятной силы музыкой.