Останется ли Петербург без масс-маркета? И станут ли доступными вещи от российских модельеров? Репортаж Полины Ганичевой.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «На этой неделе многие западные бренды вдруг неожиданно вернулись в город. Вернулись, чтобы потом уйти. Распродав все остатки товара на складе. Но что мы в Петербурге, в городе Евгения Онегина, который был как денди лондонский одет, можем даже не сделать в этой ситуации — как мы можем воспользоваться ей? Как после окончательного ухода западных брендов с нашего рынка Петербург может подтвердить свой статус российской столицы моды? Полина Ганичева продолжит тему».
Казалось, дефицитный товар в далёком прошлом. И снова к магазину приезжают до открытия, чтобы занять очередь. Стоят, как в советское время за импортной одеждой.
Известные европейские бренды одежды, объявили, что с российского рынка уходят. Как раньше уже не будет. Теперь либо вперёд (к собственным маркам), либо назад в прошлое.
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА,корреспондент: «Если советской девушке нужно было нарядное платье, варианта было всего два: либо шить, например, через знакомых, либо приехать на Петроградскую, в Дом мод. Перед праздниками это место работало круглосуточно. Очередь нужно было занимать ещё ночью. Правда и носились такие вещи десятилетиями».
В условиях дефицита в 1968 году появляется большое ателье, которое не просто обслуживает – определяет моду для народа. На Петроградской создавали собственные коллекции, проводили показы, а готовые лекала отправляли во все городские ателье. Конечно, только те модели, которые одобрил худсовет.
«Демонстрируется коллекция верхней одежды, созданная художниками-модельерами нашего экспериментального ателье» — эти слова не звучали здесь многие годы. Сейчас амфитеатр закрыт на ремонт. Его планируют восстановить, чтобы дом у петербургской моды был один. Всё тот же, что и полвека назад.
Последние годы в здании был торговый центр. Арендаторы и бренды постоянно менялись. Со временем от нескольких этажей, которые занимало ателье, остались только несколько стареньких цехов с отдельным входом. Со двора.
Но работают здесь всё те же люди, что и 30 лет назад. И техника почти не изменилась. И это вопрос не финансов, а отношения: если вещь в хорошем состоянии, зачем её менять?
ТАТЬЯНА ИГНАТЬЕВА,управляющая «Домом мод»: «В советское время к вещам относились более трепетно. Их носили гораздо больше. Было такое слово даже — «Перелицовывали». То есть, буквально, изнанка становилась лицевой стороной изделия. И его носили еще. Особенно это к верхней одежде относилось. К костюмам, к пальто».
Теперь портные и закройщицы ленинградского «Дома мод» – это индивидуальные предприниматели, которые просто арендуют место в здании на Петроградской.
Сейчас в ателье заходят только отремонтировать вещь или подогнать её по фигуре. А пошив стал уникальной услугой. И почти неподъемной по цене.
ВЛАДИМИР БУХИННИК,дизайнер: «В мою юность, в мою молодость, когда ты говорил, что это сам сделал, все говорили «Как круто…». А последние годы… Я сшил себе брюки на резинке. Ко мне подошёл молодой человек и сказал: «А где вы взяли такие брюки?». «Я сам сшил». И я видел в его глазах такое разочарование! Неужели мы так переключили мозг, только на название каких-то компаний?»
Шить на продажу Виталий начал в 10 классе. Первая его дизайнерская вещь — шерстяное пальто силуэта из 90-х. Мама, хозяйка ателье, тогда оценила качество, а друзья семьи — фасон: пальто сразу заказали. Теперь Виталий одевает не только российских, но и западных клиентов. Создаёт и отшивает свои коллекции в Петербурге, но ткани заказывает только в Италии.
— Почему нельзя сейчас взять и цепочку производства полностью локализовать в России?
ВИТАЛИЙ СТЕБЛЁВ,дизайнер: «Тканей нет. Русский хлопок, лён отличается по качеству. Я человек, который знает пластику материала, который кроит, и очень хорошо в этом понимает. Все передовые, даже российские, марки покупают ткани в Италии, в Китае. Производить дешевле в Китае, а продавать здесь. Пока схема такая».
В соседнем зале галереи российских дизайнеров – Виктория. У неё на вешалках корейский страус. Петербургские зяблики для коктейльного платья не годятся — такую экзотику приходится покупать за границей. Как и за дизайнерскую фурнитуру.
ВИКТОРИЯ КАЛОШИНА,дизайнер: «Я использую пуговицы под обтяг, потому что это более люксовая история. Естественно, идёт в тон основного материала. Сама работа — 150 рублей. За одну пуговицу».
Галерея дизайнеров открылась в Петербурге в марте. Тогда было представлено 5 отечественных марок, теперь 70. С российскими дизайнерами работают и другие универмаги.
ОЛЕГ ОЛЕЙНИКОВ,управляющий партнёр «Дома мод»: «Есть дизайн, который про искусство. «Посмотрите, какую необычную вещь я создал». Все аплодируют, и большинство говорят: «Мы никогда, наверное, её не наденем». А есть дизайн про потребителя, про носибельность. Вы абсолютно точно наденете эту вещь».
Качественные штучные вещи для жизни – то, что уже готовы предложить дизайнеры в Петербурге. А к высокой моде (той, что с подиума) готовы тянуться не все.
ВЛАДИМИР БУХИННИК,дизайнер: «Петербург всегда так далече. С чувством собственного достоинства. И как бы мы имеем свое мнение по любому вопросу. И даже этим горжусь, что мы не гонимся за самым модным».
Главная сильная сторона западного масс-маркета – объемы производства. Они позволяют удерживать низкие цены. Российские дизайнеры занимаются в основном штучными изделиями, а ткани заказывают в том числе в Европе. Получается дорого. Из доступных вариантов в Петербурге есть белорусский трикотаж. Кстати, цены здесь тоже приличные. 3900 за хлопковую рубашку. И почти все модели минимум с 46 размера. Весь Петербург одеть не получится. Остаётся российский масс-маркет…
Полина Ганичева,корреспондент: «Экспериментальный цех крупной российской компании, которая объединила сразу несколько известных масс-маркет брендов. Здесь уже разрабатывают одежду, которая появится в магазинах только осенью».
В год только один из этих отечественных брендов выпускает 6 000 разных позиций. В магазинах вешалки обновляют еженедельно.
ОЛЬГА ВЕРЦ,креативный директор российского бренда одежды: «У нас вообще больше 100 фабрик по всему миру. Если раньше действительно очень много было сосредоточено в Китае, то сейчас мы открываем для себя и Турцию, и Узбекистан. И как таковой нехватки ткани мы не чувствуем. Мы наоборот выросли как компания и разнообразили свой «пакет» тканей, фурнитуры, исполнения».
В компании подчеркивают: бренд выпускает практически весь возможный ассортимент одежды. Запустили даже коллекцию для собак.
ВЛАДИМИР БУХИННИК,дизайнер: «Не страдаю от того, что западные марки — это плохо. Нет. Это прекрасно. Всё равно мы будем видеть, что они делают. Тут даже приятно. Это будет некое такое соревнование: вот вы можете так, а мы можем так. Петербург всегда был мультикультурным городом. Во всех отношениях. Он как всегда открыт. В нём прекрасно уживаются разные стили».
Со времён Евгения Онегина Петербург считается законодателем моды. И сейчас, после ухода части компаний с российского рынка, этот статус предстоит подтвердить. Новые модели одежды, торговые площади и клиенты — это вызов для российских производителей. И они его уже принимают. Потому что жить в Петербурге и быть немодным — это почти взаимоисключающие понятия.