Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А теперь международная хроника. Точнее, хроника международных скандалов, главным из которых стал визит спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань. Напомню, что Тайвань для Китая — это очень болезненная тема. С 1949 года Китай считает этот остров своей территорией, любые намёки на понятие «независимый Тайвань» воспринимают как оскорбление на уровне государственных интересов. И вот эта Пелоси поехала на Тайвань, чем вызвала бурную и очень раздражённую реакцию со стороны Китая. Чуть ли не стала причиной вооружённого противостояния Китая и Америки.
Но самое удивительное заключается в том, что эта история, чуть в меньших масштабах, очень напоминает другой случай, связанный тоже с визитом дамы из Америки в другую страну. И этот случай находился долгое время под грифом «секретно». Но визит Пелоси стал хорошим поводом, чтобы рассказать о нём в нашей рубрике «Петербургские тайны»».
Только сейчас мир стал чуть-чуть затихать после скандального визита американки Нэнси Пэлоси на Тайвань. Поднятые по тревоге китайские силы ВВС. Приведённые в полную боевую готовность радары ПВО. И повёрнутые в сторону потенциального противника пушки армии Китая. Вот чем обернулся этот «визит дамы» из Америки на Тайвань. Но самое удивительное то, что нечто подобное — поменьше, правда, по своим геополитическим масштабам — мы наблюдали и у нас, на берегах Невы, в Ленинграде, в 1975 году. Тогда это была большая тайна. Но в этой тайне тоже были замешаны и женщина, и её официальный визит, и Америка, и ракетные установки кораблей, развёрнутые в сторону потенциального противника.
Итак, 1975 год, временная разрядка в отношениях между СССР и США. На орбите — рукопожатия космонавтов кораблей «Союз» и «Аполлон». Под Новосибирском уже строят первый завод американской «Пепси». А в США проходят первые гастроли ансамбля «Песняры». Тишь и благодать в советско-американских международных отношениях. Не отстаёт от общей политической моды и Голливуд. Подписан контракт на съёмки картины «Синяя птица». Стороны контракта — «20 век Фокс» и наш «Ленфильм». Бюджет фантастический по тем временам. 12 миллионов долларов. На такой бюджет приглашают мировых супер-звёзд Голливуда. И среди них, конечно же, главная кино-Клеопатра всех времён и народов — Элизабет Тэйлор.
Голливудский десант высаживается на берега Невы, начинаются съёмки фильма. Американцы очень рады и даже эмоционально возбуждены всё это время. Ну, ещё бы! В первый раз увидеть Ленинград. Да ещё и поздней весной. Тут и белые ночи, и фонтаны Петергофа, и балет Кировского театра. По вечерам — пышные приёмы в ресторанах. Возглавляла эту делегацию её негласный фронтвумен Элизабет Тейлор, которая тоже поддалась этому настроению бесконечного праздника на берегах Невы.
А в это время в Неву заходят два американских боевых корабля. Фрегат «Леги» и эсминец «Таттнолл». Серьёзные боевые корабли по тем временам. Один из них — ракетоносец. Они пришли в Ленинград в рамках празднования 30-летия великой победы союзных войск над фашистской Германией. Они становятся на рейде у Васильевского острова. Элизабет Тейлор решает навестить своих земляков. И отправляется с визитом на один из кораблей. Её американские военные встречают, как и положено, тепло и радушно. Обед, улыбки и фотографирование. Но привыкшая уже к русскому застолью Тэйлор вдруг потребовала продолжения банкета. Почти закричала: «Эй, казак, ой, моряк, налей мне русской водки». Изумлённый капитан корабля ответил: «Ракеты есть, а водки нет». По законам американского корабельного устава спиртное категорически запрещено на борту. «Это плохо», — ответила голливудская звезда. «Вот у русских и ракеты есть, и водка тоже есть». И достала то, что на нашем бытовом языке называется «заначка».
Выпила, повеселела.
И вдруг, говорит капитану: а давай-ка повернём эту пушку туда, где я сейчас работаю. На киностудию русскую эту. Всю кровь мне там выпили с этими съёмками. Кстати, если смотреть со стороны Васильевского острова на «Ленфильм», который на Петроградке, то он находится на одной линии со Смольным — цитаделью советской власти в Ленинграде. «Будет международный скандал. Если наши ракетные установки начнут поворачиваться в сторону центра города, то русские моряки и Политбюро могут очень неправильно нас понять!», — буквально закричал американский командир Алекс Синклер. Но на всякий случай о просьбе Тэйлор доложил своему командованию в Вашингтон. Те, в свою очередь, связались со своими русскими коллегами. А они доложили в Москву в Министерство обороны. Москва — в Центральный комитет партии. И в ЦК партии вдруг неожиданно ответили: «А! Пусть покуражится». Звезда всё-таки. И в порядке исключения для голливудской дивы ракеты на палубе американского фрегата повернули в сторону центра города Ленина. Тэйлор как девочка захлопала в ладоши.
Этот эпизод потом долгое время был засекречен. Всё-таки в КГБ не одобрили этих капризов звезды. И взяли у тех, кто знал про этот случай, подписку о неразглашении. И долгое время эта история оставалась тайной. И лишь недавний визит другой американской дамы в другую страну напомнил о ней и послужил хорошим поводом для того, чтобы рассказать в нашем увлекательнейшем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны».