Российские кинопрокатчики бьют тревогу. Более половины всех кинотеатров в стране под угрозой закрытия. Петербург — не исключение. Как спасти отрасль? И как вернуть зрителя в кинозалы? Репортаж Ивана Уварова.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Ассоциация владельцев кинотеатров России обратились к Президенту с просьбой дать поручение правительству разработать меры поддержки кинотеатров. В письме отмечается, что уход зарубежных компаний в марте этого года привёл к тому, что на кинотеатры были наложены «санкции». И, несмотря на то, что за последние четыре месяца была проделана колоссальная работа по замещению выпавших из оборота зарубежных фильмов, «все эти усилия смогли обеспечить лишь 5 процентов кассовых сборов и проданных билетов в кинотеатрах». А крупных премьер наша отечественная киноиндустрия пока не предложила. И это привело к закрытию почти двухсот кинотеатров и приостановке деятельности одной трети всех коммерческих кинозалов в стране. В Петербурге закрылось 6 кинотеатров. Сначала пандемия. Потом санкции. Это не просто тяжёлая ситуация. Это уже катастрофа, которая может обернуться гибелью отрасли. Выход очевиден. Создавать своё качественное, как говорит молодёжь, крутое кино. И мы это можем делать. Вон, один «Майор Гром» чего стоит! Больше «Человека-Паука» собрал кассу. И по этому пути наша киноиндустрия обязательно пойдёт. И будет результат. Но позже. А сейчас что делать-то? Ведь шоу должно продолжаться! Иван Уваров искал ответы на эти вопросы».

Сходить на премьеру голливудского блокбастера в Петербурге можно. Возле кассы — расписание сеансов. И афиши грядущих релизов.

А это — пустые коридоры и переговорные в офисе российского представительства «Дисней» в Москве. Так сейчас выглядят офисы практически всех крупных американских кинокомпаний в нашей стране. Ушли с российского рынка. Но не с экранов. И как вообще сегодня такое возможно?

Экстремальная ситуация требует экстремальных решений. Потому что это даже не кризис. Это катастрофа. Такого еще никогда не было за всю историю отечественной киноиндустрии. И в такой ситуации каждый спасается, как может. Даже с помощью такого сомнительного способа.

Конечно, схема вызывает вопросы. С точки зрения права. Но если, говоря языком юристов, субъект права (то есть американские кинокомпании) ушли с российского рынка, то кто будет предъявлять кинотеатрам претензии? А если и предъявит, то это будет уже совсем другой субъект права. То есть это будет совсем другое кино.

Только за первое полугодие 2022-го в России закрылись почти 1000 кинозалов. Для сравнения — в 2020-м из-за пандемии закрыли 361 кинозал. Поэтому сегодня, приходя на показ голливудского фильма, ты не чувствуешь себя зрителем 21-го века. Чувствуешь себя зрителем 80-х, когда такое кино смотрели не в мягком и удобном кресле в кинозале.

Иван Уваров,корреспондент:
«То, что не покажут в кинотеатре, смотрели на VHS-кассетах. В плохом качестве и переводом Володарского. Смотрели в видеосалонах. Темная Комната, желательно в подвале. Видеомагнитофон и обычный телевизор. Все это открывало дверь в мир какой-нибудь «Греческой смоковницы» или «Восставших из ада». Так страна узнала, что такое настоящая любовь и ужасы».

Один из способов выхода из этой катастрофической ситуации — производить качественное, кассовое свое кино.

Стрельба из гранатомёта прямо под окнами Мариинского дворца в Петербурге. Это кадры со съемочной площадки второй части отечественного блокбастера — приключенческого боевика «Майор Гром».

Непетербуржец точно бы не поверил. В городе недостаточно серо и сыро, ругается режиссёр. Поэтому площадку поливает кинодождь. Вот так рождается новая громкая кинопремьера. Кассовый сбор первой части картины 328 миллионов рублей. Для отечественного кино — это много.

«Майор Гром», пожалуй, единственный из последних российских блокбастеров, который по качеству может соревноваться с голливудскими фильмами.  Но можем ли мы обеспечить сами себя контентом вот такого уровня? Хватит ли сил, таланта и ресурсов?

Этого, нам, зрителям, будет ничтожно мало. Два! Всего два кассовых фильма в год! И что делать? Пересматривать старые-добрые фильмы, на которых выросли?

Любимая песня. Из любимого фильма юности. Кинопоказы под открытым небом. Сейчас киномода на ретро вновь возвращается. Такие кинопоказы расширяют кругозор молодого зрителя, с одной стороны. А с другой — это, конечно же, не спасёт киноотрасль. Но другого пути у нас нет. Кризис не закончится в ближайшее время. И нужно идти по пути совершенствования киноиндустрии. Пусть маленькими. Но шагами. И вот один из них.

Легендарный «Уран» на Ярославском проспекте. Теперь здесь три зала. Большой — на 120 мест. Детский. И VIP. Репертуар в большинстве своем — отечественный. Качество картинки на высшем уровне.

Где показывать? Что показывать? Вот два главных вопроса. Две точки опоры современной киноиндустрии. С ними у нас более-менее все понятно. Но есть еще и третий аспект. Кино — это не то, что и где показывают. Кино — это то, что смотрят. И ответ на этот вопрос нужно найти как можно быстрее. Потому что от этого зависит выживет отчесетвенная киноиндустрия или нет.