Выпавшие из окна, утонувшие в озере или бассейне, травмирующие себя по неосторожности — этим летом резко выросло количество ЧП, связанных с детьми. Как повлиять на эту мрачную статистику? И почему невнимательность взрослых — главная причина всех этих несчастных случаев? Репортаж Полины Ганичевой.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь ещё об одной очень важной теме. На этой неделе наши врачи, врачи петербургского Педиатрического университета, совершили буквально подвиг. Они спасли не только жизнь 4-летнего ребёнка. Но и смогли сохранить ему руку. Дело в том, что мальчик, буквально на несколько секунд оставшись один, засунул пальцы в жерло электромясорубки. Боль адская. Слёзы, крики, кровь.  Родители вызвали спасателей. После того, как кисть ребёнка смогли извлечь сотрудники МЧС, пострадавшего привезли на скорой в Педиатрический университет. Рентген показал множественные оскольчатые переломы пальцев левой руки. Многочасовая операция. Сейчас жизнь ребёнка спасена.

Но  количество таких несчастных случаев резко возросло. Выпавшие из окна, утонувшие в озере или бассейне, травмирующие себя по неосторожности дети. Последние случаи. Цитирую по сводке происшествий.

8 июня. Годовалый ребёнок выпал с третьего этажа на юге Петербурга в тот момент, когда мама убиралась в соседней комнате. Она не уследила за сыном, и ребёнок, облокотившись на москитную сетку, выпал из окна.

4 июля. В Петербурге на Звёздной улице шестилетняя девочка выпала из окна квартиры на третьем этаже по недосмотру матери. По уточнённым данным, ребёнок облокотился на москитную сетку, когда смотрел фейерверк. Девочку госпитализировали с множественными травмами в тяжёлом состоянии.

5 июля. Годовалая девочка получила тяжелые травмы при падении с четвертого этажа в Колпинском районе Петербурга. Пока её мать кормила сестру в соседней комнате.

6 июля. В Петербурге за сутки из окон выпали два годовалых малыша. Первый случай произошёл на улице Матроса Железняка. Пока мать спала, её годовалый сын выпал из окна первого этажа. Ребёнка госпитализировали с закрытой черепно-мозговой травмой. Второй инцидент произошёл на Краснопутиловской улице. Годовалый мальчик, облокотившись на москитную сетку, выпал из окна квартиры 7-го этажа. Малыша доставили в больницу с различными травмами и переломами в состоянии клинической смерти.

11 июля. Ребёнок выпал из окна четвёртого этажа на Трамвайном проспекте. По недосмотру взрослых 3-летний мальчик облокотился на москитную сетку и упал вместе с ней. Малыша госпитализировали в тяжёлом состоянии с закрытой черепно-мозговой травмой, ушибом головного мозга, а также ушибами лёгкого и печени.

24 июля. Двухлетний малыш выпал из окна на Ленинском проспекте. Предположительно, из-за недосмотра родителей ребёнок получил черепно-мозговую травму, ушибы грудной клетки и другие травмы. В тяжелом состоянии мальчика доставили в больницу №1.

28 июля. Еще одна двухлетняя девочка выпала из окна квартиры в доме на Академика Константинова в Гатчине. Мать девочки мыла окно, ребенок находился на подоконнике, играл с игрушками.

И так далее, и так далее. И это я перечислил случаи только за два месяца этого лета. Два месяца. А сколько трагедий, погибших детей, искалеченных судеб!

Итак. Лето. Опасно для жизни. Как остановить эту мрачную статистику? И почему невнимательность взрослых — главная причина всех этих трагедий. Полина Ганичева продолжит тему».

Цель своего визита ректор Педиатрического университета не называет – сразу надевает халат. В отделении уже поняли: внеплановый обход. Собирать анамнез Дмитрий Олегович будет у отделений. Каждое должно работать как часы. Особенно летом.

ДЕТСКОЕ ПРИЁМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

За сутки в приемный покой поступило 108 человек. Детей. Некоторые ещё здесь, в боксах, на процедурах; часть уже отправили на лечение в другие отделения, самых тяжёлых – в реанимацию или сразу на операционный стол.

Большая часть экстренных на этот раз – по неосторожности. Дети выпадают из окон, тонут на пляжах, играют с кухонными ножами. И каждый раз родители едут в Педиатрический университет в надежде, что молодой организм всё выдержит.

ДМИТРИЙ ИВАНОВ,ректор СПбГПМУ, главный неонатолог Минздрава РФ:
«Ребёнок — это, как говорили наши великие учителя, не взрослый в миниатюре. Это огромное количество особенностей. Всех органов и систем. То есть взрослый организм, он статичен. Он уже весь образовался. А маленький ребёнок… Например, новорождённые дети — они меняются каждый божий день. Эти особенности — они, конечно, привносят огромное количество сложностей».

Этим летом уже были случаи, когда спасти ребёнка не удалось. И прямо сейчас в Педиатрическом университете под наблюдением остаются дети с тяжелыми травмами. Одному из таких пациентов нет и полутора лет. Сразу после приемного отделения – к нему, в микрохирургию.

МИКРОХИРУРГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Сейчас у Ашата перебинтованы обе кисти: раненой он пытается снять катетер со второй, здоровой – поэтому и её тоже решено было защитить. Мама мальчика Айтекин до сих пор, кажется, не осознала, что произошло. Последние несколько суток для семьи смешались в один ночной кошмар.

Электромясорубку с руки мальчика снимали сотрудники МЧС прямо в машине скорой, по дороге в Педиатрический университет. В микрохирургическом отделении уже готовили операционную. На дежурстве оказался 27-летний  хирург Левтер Колбая.

Размозжение всех тканей. Просто собрать осколки недостаточно. Повреждены сосудистые пучки: под вопросом кровоснабжение, а значит и работа кисти.

ЛЕВТЕР КОЛБАЯ,сердечно-сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ:
«Мы брали с предплечья подкожную вену, маленькую и тоненькую, и пересаживали её в месте, где должна быть артерия пальцевая».

Центр детской микрохирургии в Педиатрическом университете работает круглосуточно. На Северо-Западе аналогов ему нет. В среднем микрохирургия принимает по 300 пациентов с травмой конечности в год. Примерно 25 – ампутационные, самые тяжелые. За сутки дежурства у хирурга этого отделения может быть десять пациентов разной сложности. Но принцип работы для всех один.

ЮРИЙ МАХИН,заведующий микрохирургическим отделением СПбГПМУ:
«Мы имеем дело с детьми. Особенно раннего возраста. Для них функция кисти очень важна. Вообще для развития общего ребёнка. Принцип детской хирургии — это сохранить каждый миллиметр жизнеспособной ткани».

Кисть мальчику сохранили. Фактически собрали заново. Договорить об операции с хирургом не успели — появился новый пациент. Уже знакомая семья. Сначала брат, теперь младшая сестра. И снова несчастный случай. Недоглядели. Это, кстати, тоже важная часть обхода: сразу после хирурга ректор идёт к маме.

В коридорах микрохирургии — аншлаг: подростки, мамы с грудничками, девочки и мальчики в гипсе. История у многих похожа: остался один, стало скучно, нашел развлечение.

Предоставленные сами себе дети уходят гулять, поднимаются на крыши, купаются без присмотра. 11-летнего Дениса в тяжелом состоянии в больницу доставили из Тихвина. Сан авиацией. Мальчик сбежал с друзьями на речку. В МЧС объясняют: если родителей на пляже нет рядом, шансов успеть даже у спасателей мало.

ВИКТОР КОЛЕСОВ,главный государственный инспектор по маломерным судам по Санкт-Петербургу:
«За этот год у нас было две трагедии. И это именно на территории Курортного района. Пляж «Дубки». Не только у нас. Я могу сказать и по статистике по Северо-Западу, по России — все дети, которые гибнут, они просто сами себе предоставлены. Вот и всё. Это ответственность, конечно, родителей. В первую очередь. Дети должны находиться в зоне вытянутой руки».

Обход продолжается. Одинаковыми коридорами проходим еще несколько отделений. От тех, кто уже идет на поправку, переходим к детям, за жизнь которых медики борются прямо сейчас. В реанимации.

ОТДЕЛЕНИЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ

В самом тихом из больничных коридоров встречаем анестезиолога-реаниматолога. Дальше не пойдём. За дверью пациент без сознания.

АНДРЕЙ КОЛОСОВ,исполняющий обязанности заведующего отделением анестезиологии-реанимации СПбГПМУ:
«Девочка, 4 года. Выпала с 4 этажа. Получила множественные травмы. Ушиб головного мозга. Была привезена к нам в тяжелом состоянии. Проводилось лечение. Сейчас, к сожалению, выход не очень благополучный. Находится в вегетативном состоянии. Готовится к реабилитации. Хотя прогнозы, скажем так, не очень утешительные».

Еще один похожий случай – 3-летняя девочка из Новгородской области. Падение с 3 этажа многоквартирного дома. Прямо на траву. В Петербург пациентку доставили вертолётом. Врачи говорят: повезло. Закрытая черепно-мозговая травма и ушибы.

На реанимации Дмитрий Олегович свой обход закончит. И повторит нам то, что говорил каждый врач в каждом отделении. Нелюбопытных детей не бывает. Всё вокруг для ребёнка может быть опасным. И единственная защита, которая у него есть, — родители. Которые умеют говорить «нельзя», ставят блокировку на окна, держат ребенка за руку и помнят, что несут полную ответственность за самое дорогое, что у них есть. За своего ребёнка.