Музею городской скульптуры исполняется 90 лет. Это самый большой музей в мире, потому его территория — это весь Санкт-Петербург, который каждый день надо сохранять, защищать и иногда даже спасать. Репортаж Наталии Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Радостная новость для всех, кто следит за сохранением культурного наследия Петербурга. На этой неделе стало известно о том, что до конца лета будет закончена реставрация фасадов Уткиной дачи. Напомню, что 10 лет назад эта усадьба была передана на баланс Государственного музея городской скульптуры в разрушенном состоянии. А Уткина дача  — это образец классицизма конца 18-го века. Очень важно его сохранить было, чтобы иметь реальное представление о городской усадьбе допушкинской эпохи. И вот за это время уникальный памятник почти полностью восстановлен. Здесь, по словам директора Музея городской скульптуры Владимира Тимофеева, будут расположены выставочные залы, детский центр и так называемые открытые реставрационные мастерские. Можно будет прийти и понаблюдать за работой реставраторов. Ещё раз напомню. Это заслуга специалистов Музея городской скульптуры, которому на днях исполнился юбилей — 90 лет.  В 1932 году был создан  Ленинградский Музей-Некрополь. Который потом был реорганизован в Ленинградский Музей городской скульптуры. Его задача — это изучение, охрана и научная реставрация произведений монументального искусства, находящихся в условиях активной городской среды.

Среди самых известных произведений, за сохранность которых отвечает музей, все памятники города: от Медного всадника до Ростральных колонн. И поэтому сотрудников музея можно без всяких преувеличений назвать хранителями Петербурга. А музей городской скульптуры — самым  большим музеем в мире. Потому что  его территория — это весь Санкт-Петербург. Который каждый день надо реставрировать, изучать, защищать и иногда даже спасать. Наталия Бандурина расскажет об этих уникальных людях подробнее».

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Александровская колонна, самый высокий монумент в мире выполненный из цельного гранита. Колонну венчает фигура ангела — главного хранителя города. В самые страшные, трудные времена ангел оберегал Петербург. Но даже ангел может устать или заболеть. Тогда к нему на помощь приходят настоящие волшебники, они творят чудеса, благодаря их бережным рукам живут и здравствуют уже очень много лет петербургские памятники».

Реставрационная мастерская. Здесь никогда не бывает пусто. И всегда кипит работа. Мраморные чаши, барельефы, скульптуры, которым можно заглянуть прямо в глаза. Сейчас мастера работают над фигурой ангела из Некрополя. Еще одному ангелу помогли.

Ангелы в городе повсюду. Но больше всего их в Некрополе возле Александро-Невской лавры. Именно здесь 90 лет назад и начиналась история Музея городской скульптуры, в который позже войдут все городские памятники. А поэтому это, наверное, самый большой музей в мире сегодня.

Эта хрупкая девушка в черном — главный хранитель Некрополя. Только на этом участке 200 надгробий, про каждый она знает все. Здесь покоятся лицеисты, друзья Пушкина Матюшин и Дельвиг, рядом — секундант поэта Данзас. И единственный в Петербурге памятник Чайковскому. И тоже надгробный.

Знаменитый скульптор-монументалист Михаил Аникушин мечтал создать памятник Чайковскому. Но проект, увы, так и остался проектом. Именно музыка Чайковского звучала в мастерской, когда скульптор работал над памятником Пушкина, который сегодня считается образцовым. Аникушин месяцами искал образ поэта. Даже общался с потомками Пушкина.

Для Ленинграда Аникушин — больше, чем скульптор. Его монумент защитникам Ленинграда — визитная карточка города.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Скульптурные композиции обращены в сторону бывшей линии фронта — Пулковским высотам, всего 26 фигур рабочих и солдат. Не хватает только одной — фигуры мальчика. Она должна была быть в центре композиции, а не обелиск. Но Аникушину этого не дали сделать».

Та самая фигура мальчика — сейчас ее можно увидеть только на экспозиции посвященной истории создания монумента.

Защитники Ленинграда – это и скульпторы, реставраторы, музейные работники. Благодаря им город не потерял ни одного памятника. Знаменитые фотографии Блокадного города — «Медный всадник» в деревянном каркасе. Стегаными матами, напененными песком и прошитыми проволокой, укрывали памятник Николаю I, коней Клодта прятали в специально вырытые котлованы. Это был настоящий подвиг.

Сегодня деревянные каркасы укрывают памятники во время реставрации. Недавно завершилась уникальная по своему масштабу работа на Медном всаднике. С бронзовой фигуры сняли копоть и ржавчину, залатали трещины, укрепили постамент. В архиве музея останутся подробно составленные отчеты о проделанной работе для следующего поколения мастеров. Что нельзя внести в протокол, это, конечно, те чувства и трепет, с которыми работали реставраторы. Они о памятнике говорят, как о человеке.

Петербургские памятники — это целый мир. Они так же, как мы, живут и умирают. Подвергаются гонениям. Есть среди них счастливчики и те, судьбу которых можно назвать сложной. Они часть нашей жизни и ее отражение. Вот знаменитый постамент в сквере на улице Ленина, на котором уже давно стоит гранитный шар. Мало кто знает, что раньше это был памятник Владимиру Ильичу.

Жизнь каждого петербургского памятника — это и детектив, и мелодрама, и история болезни. Представить Петербург невозможно, как без величественной Александровской колонны Монферрана, так и без маленькой бронзовой фигурки Чижика-Пыжика. Памятники и бюсты, скульптуры и памятные доски в самом большом музее под открытым небом, в котором работают настоящие ангелы хранители Петербурга.