ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК,корреспондент:

«Жди горя с моря, беды от воды» — как ни странно, поговорка эта именно петербургского происхождения. Город затапливало больше трёхсот раз. Отметки уровня воды встречаются по всему Петербургу. Но это место под аркой невских ворот Петропавловской крепости называют «Летописью наводнений».

Счёт природных катаклизмов был открыт почти сразу после основания города. 30 августа 1703 года вода поднялась более чем на два метра и разрушила пока еще немногочисленные деревянные постройки. В отличие от событий 1777 года. Тогда вода в Неве поднялась выше ординара на 320 сантиметров. Больше всего затопило Коломну и Галерную гавань. Сильно пострадали сады: множество деревьев было вырвано с корнем, а в Летнем саду напор воды уничтожил фонтаны.

После наводнения издали «Правила для жителей — что делать в минуту опасности?» Теперь о приближении стихии стали предупреждать пальбой из пушек Петропавловской крепости и сигнальным флагом днём, фонарями ночью.

Ранним утром 7 ноября 1824 на Адмиралтейской башне зажглись сигнальные фонари.Всего за несколько часов уровень подъёма воды достиг исторического максимума — 410 сантиметров. От наводнения не спасли даже высокие набережные. Город был залит водой почти в рост человека.Последствия наводнения были чудовищные. Погибли тысячи человек. На восстановление города ушли миллионы рублей. Очевидец наводнения оставил о нем такие воспоминания:

«Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн. На Неве вода кипела, как в котле; барки и другие суда неслись, как щепки, вверх по реке… носились широкие листы железа, сорванные с крыши нового строения Главного штаба, буря играла ими, как пухом…» 

В ноября 1903 года подъём воды составил 258 сантиметров над ординатором. Это одно из первых наводнений, когда катаклизм удалось заснять на камеру. Снимки растиражировали в виде множества открыток.Попробуйте отгадать загадку:

«Как звали то, которое с Дворцовой                                                                                                                               Украло кладку с мостовой торцовой?»

В 1924 году, когда вода поднялась на 380 сантиметров выше нормы, многие улицы Ленинграда вдруг остались без дорожного покрытия. В то время оно было торцовым, то есть выложенным из специальных шестигранных деревянных шашек. Сохранились точные цифры о повреждениях:

«40 судов затонули или были выброшены на берег. Вода снесла 324 дома и повредила 3257 разных строений.»

В 1999 году вода затопила подвалы домов, вдоль набережных и каналов, в том числе Адмиралтейства, Эрмитажа и Русского музея. Подтопленными оказались вестибюли четырёх станций метро. Это был последний раз, когда стихия нанесла такой ущерб городу.

С 2011 года город защищает 25 километровая дамба. Когда ветер с Балтики поднимает волну и гонит ее на Неву закрываются: створы 11-ти защитных, шести водопропускных и двух судопропусных сооружений. Комплекс предотвратил уже 30 наводнений.