В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской государственной Консерватории, заслуженный артист России; Артём Артюнов, исполнитель партии Германа.

Николай Растворцев,ведущий:
Самая петербургская и самая симфоническая опера, созданная по захватывающей повести Пушкина. В Культурной столице идёт премьера «Пиковой дамы». Её представляет Санкт-Петербургская государственная Консерватория имени Римского-Корсакова. «Или я ужасно ошибаюсь, или Пиковая дама в самом деле шедевр,» — так писал Пётр Ильич Чайковский, и он не ошибся. Исполненная 19 декабря 1890 года на сцене Мариинского театра опера имела головокружительный успех. Сохраняет она его и сегодня. Вы разгадали, в чём секрет этого материала?
Алексей Васильев,ректор Санкт-Петербургской государственной Консерватории, заслуженный артист России:
Разгадать это невозможно, я думаю, никогда. После каждой репетиции и прогона остаётся все равно ощущение какой-то тайны. Думаю, что в этом и есть главный секрет этой оперы. Наш секрет заключается в том, что это будет, наверное, самая молодая премьера «Пиковой дамы», потому что на сцене студенты, в оркестровой яме студенческий оркестр, студенческий хор. И даже детский хор, который задействован в первой картине, тоже из нашей Консерватории, но из школы-десятилетки.
Марианна Дьякова,ведущая:
Ставили «Пиковую даму» много раз. В чём ещё особенность именно вашей постановки?
Алексей Васильев,ректор Санкт-Петербургской государственной Консерватории, заслуженный артист России:
Особенность нашей постановки в том, что мы в таком тесном сотрудничестве с театром Мюзик-холл (потому что наше здание на ремонте) эту постановку делаем на их площадке. Само главное, что это особая специальная версия. Наш режиссёр Алексей Степанюк сделал версию именно для консерваторского коллектива. Все прекрасно знают его замечательную версию, которая идёт в Мариинском театре. Так вот это будет совсем не то же самое, а совершенно другой по-новому осмысленный спектакль.
Николай Растворцев,ведущий:
Артём, верите ли вы в магию чисел, в рок, судьбу также, как верит персонаж Пушкина? Близка ли вам страсть к игре в жизни?
Артём Артюнов,исполнитель партии Германа:
В мистицизм, как любой человек, да, наверное, немножко верю. В магию цифр и прочее, наверное, нет. Я исполняю роль, а не проживаю жизнь персонажа. Во многом я с ним даже не согласен.
Николай Растворцев,ведущий:
Как вы относитесь к своему герою? Вы его осуждаете или в чём-то оправдываете?
Артём Артюнов,исполнитель партии Германа:
Я его очень люблю и мне его очень жаль. Он несчастный человек. Это просто трагедия маленького человека.
Марианна Дьякова,ведущая:
Как проходит подготовка к премьере? Мы уже говорили о каком-то лёгком мистицизме, который присутствует и тайне, которая после каждой репетиции зарождается. Какие-то были интересные моменты, что-то особенное?
Артём Артюнов,исполнитель партии Германа:
В каждой репетиции мы находим новые грани. Вы придёте и всё увидите.
Алексей Васильев,ректор Санкт-Петербургской государственной Консерватории, заслуженный артист России:
Поскольку состав этой постановки молодёжный, на репетициях мы ощущаем магию потрясающего энтузиазма каждого участника. Даже каждый артист оркестра просто одержим этой музыкой нашего великого первого выпускника Петра Ильича Чайковского.
Николай Растворцев,ведущий:
Оперу он написал за 44 дня. Автор либретто – брат композитора Модест Чайковский. Насколько, на ваш взгляд, актуален сегодня сюжет? Много ли Германов встречается на улицах Петербурга века XXI?
Алексей Васильев,ректор Санкт-Петербургской государственной Консерватории, заслуженный артист России:
У нас слава богу азартные игры законом запрещены, поэтому не так много, как в то время. Но на самом деле люди то азартные встречаются, и очень часто. До сих пор мы спорим, о чём эта опера. До конца невозможно понять. Когда я был моложе, мне казалось, что она исключительно о любви. А помешательство этими тремя картами – это какой-то побочный эффект высокого чувства. Сейчас мне начинает казаться наоборот, что человек может быть в первую очередь был помешан на азартных играх. Как это трактовать, с каждым новым днём возникает и какое-то новое ощущение. Это тоже важная загадка этого шедевра. В двух словах его описать невозможно, его нужно просто ощутить, почувствовать, пропустить через себя. Поэтому я призываю всех, кто нас сейчас смотрит, 27 апреля прийти в Мюзик-Холл на наш спектакль.
Николай Растворцев,ведущий:
С момента первого исполнения прошло 132 года. Оперу ставили по всему свету. Её не раз экранизировали. Есть магия в музыке? Не боитесь ли, что старая графиня придёт послушать?
Алексей Васильев,ректор Санкт-Петербургской государственной Консерватории, заслуженный артист России:
Вы знаете, такое вполне возможно. Единственное, что заставляет нас надеяться на благополучный исход, то, что мы очень добросовестно готовимся и надеемся ей понравиться.