Как научиться жить по-новому и адаптироваться к изменившимся условиям — в репортаже Александра Лисицына.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «В Петербурге создан оперативный штаб по реализации мер, направленных на обеспечение экономической и социальной стабильности в нынешних непростых условиях, вызванных санкциями со стороны Запада. Главная цель штаба – защита экономики города от факторов внешних воздействий. Штаб возглавил губернатор Петербурга Александр Беглов.
Экономическую ситуацию в городе будут мониторить в режиме реального времени. Об этом губернатор заявил на первом же заседании оперативного штаба. Глава города отметил, что Россия сейчас столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, основной удар которого направлен на финансовый сектор, сферу информационных технологий и транспорт. Среди задач – усиленный контроль за рынком труда, сохранением рабочих мест и доходов горожан. Первое заседание штаба прошло в закрытом режиме. Но нам стали известны некоторые подробности этого закрытого заседания. Например, один из вопросов касался строительного сектора экономики. Известно, что финский концерн YIT уходит из Петербурга. YIT занимал значительную долю на рынке. Почти 1 млн. квадратных метров жилья они построили с 2000 года. И вот как эту ситуацию прокомментировал вице-губернатор Николай Линченко, отвечающий в правительстве, в том числе, и за строительный блок петербургской экономики. Один из акцентов — защита прав дольщиков».
Николай Линченко,вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Приостановок работ никаких не объявлено. Объявлено, что в дальнейшем не планируется реализация новых объектов компаниями с иностранным участием. Но при этом реализующиеся объекты жилой недвижимости они полностью, 100% секьюритизированы. Все вложения граждан в долевое строительство защищены действующим законодательством. Как известно, основное финансирование жилого строительства – это счета эскроу. Деньги надежно защищены на счетах наших российских банков. Есть 100% уверенность, что эти дома будут достроены, введены в эксплуатацию, наши дольщики получат свои квартиры».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Теперь давайте посмотрим, как нам в этой ситуации действовать. Не на уровне стратегического планирования в масштабах экономики всего города. А конкретно, на уровне каждого из нас. Нашей семьи. Наших близких. Что с кредитами будет? Что с ипотекой? Что с банковскими карточками будет? Вот, отключили, например, многие банки от системы SWIFT. И что теперь? Ведь угроза того, что всё встанет после отмены этой системы обмена информацией между банками, для чего и предназначена эта SWIFT, на самом деле, миф. И давно уже работает наша система обмена данными. Называется российский аналог SWIFT — СПФС. СПФС Банка России – это национальная система передачи финансовых сообщений. Запустили эту систему в тестовом режиме еще в конце 2014 года, а летом 2015 года к ней начали активно присоединяться отечественные банки. Итак. Как сейчас нам, обладателям банковских карточек, участникам ипотечных договоров и банковских вкладов, — что нам сейчас делать? Об этом в своём репортаже-инструкции расскажет Александр Лисицын».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «На прошлой неделе все мы снова оказались в новой реальности. Предыдущая «новая реальность» — пандемия коронавируса — уже будто бы была в прошлой жизни. Мы снова будем учиться жить по-новому. Менять правила и привычки. Одним словом, адаптироваться. Пожалуй, вопрос личных финансов — сейчас самый важный. В этом смысле у каждого, в том числе у меня, есть определенный набор инструментов и обязательств. Ипотека, сбережения, пара банковских карт. Вот с этим, для начала, и разберемся».
Одна из главных тем, которую сейчас все обсуждают — система SWIFT. Загадочная латинская аббревиатура пришла в нашу жизнь вместе с санкциями и успела напугать многих. Осталось понять, как возможное отключение повлияет на обычных россиян.
ЧТО ТАКОЕ SWIFT?
Представим, что у одного петербуржца есть счет в российском банке. Назовем его Банк А. В иностранной валюте. Он хочет сделать перевод своему другу, у которого есть счет в другом российском банке — Банк Б.
При этом у Банка А открыт счет в одном зарубежном банке-корреспонденте, а у Банка Б есть счет в другом зарубежном Банке-корреспонденте.
Сообщение о денежном переводе от Банка А через систему SWIFT пересылается двум банкам-корреспондентам. Поскольку эти банки доверяют этой системе передачи сообщений, они проводят между собой расчеты в валюте и деньги попадают на счет банка Б.
При этом у SWIFT существует аналог для внутреннего рынка. Еще в 2014 году после введения предыдущих санкций Центробанк запустил систему передачи финансовых сообщений. Как раз она и будет использоваться внутри нашей страны, как минимум, в ближайшее время.
Эксперты успокаивают: те, у кого нет валютных сбережений и необходимости делать такие переводы за границу, не почувствует каких-то заметных изменений с точки зрения личных финансов.
Совсем другое дело — ипотека или потребительский кредит, которые есть практически у каждого петербуржца.
ЧТО С ИПОТЕКОЙ И КРЕДИТАМИ?
Рынок отреагировал на новую реальность ожидаемо. Ключевая ставка — это ставка, по которой Центробанк выдает кредиты всем коммерческим банкам страны, а те, в свою очередь, дают кредиты компаниям и розничным потребителям под собственный процент, который, как правило, чуть выше ставки ЦБ — поднялась до 20 процентов. Теперь это базовая точка для всей нашей экономики.
По сути, это сигнал всем нам — храните деньги в рублях на счетах, не убирайте их под подушку. Прямо сейчас специалисты фиксируют рекордные 21 процент по вкладам. Потребительские кредиты, по словам экспертов, сейчас фактически на паузе. Ипотеку в такое время брать не рекомендуется. Те же, у кого она уже есть, привязаны к фиксированной ставке — проще говоря, будут столько же, сколько платили до санкций.
Экономические потрясения часто становятся причиной необдуманных поступков. Эксперты раскладывают по полочкам. Бежать снимать валюту — шаг понятный. Правда, что с ней делать дальше — вопрос риторический. Вывозить за границу большие суммы нельзя — ЦБ наложил прямой запрет во избежание — цитата — «раскачивания экономики». Рублевым счетам, заверяет ЦБ, пока ничего не грозит. Тратить в новой реальности тоже нужно с умом. Покупки должны быть осознанные, а не спонтанные.
Что касается будущего Петербурга, поддерживать социальную стабильность в ближайшее время будет специально созданный оперативный штаб. Общий бюджет заложен на три года вперед. Это, своего рода, железная гарантия экономической безопасности — город должен быть обеспечен по всем направлениям первой необходимости.
Кроме личных финансов, новая реальность точно повлияет и на другую сторону нашей жизни — обычную, бытовую. Мы все так же будем ходить в магазины за продуктами, за лекарствами, за вещами для дома. Кроме того, нельзя забывать и про отдых — как тот же общепит прямо сейчас меняет цены, продуты и логистику?
Товары отечественного производства никуда не исчезнут, констатируют эксперты. Оставшийся западный импорт в ближайшее время, скорее всего, раскупят. Сейчас самое главное, по словам представителей практически любого бизнеса, оперативно перестроить логистику. Тут проще всего разобраться на конкретном примере.
Небольшое производство бытового парфюма и косметике на севере Петербурга. Работает несколько конвейеров, работа не останавливается, запасы на складах остаются. Процент импортного сырья тут был солидный — 60-70 процентов. Теперь западных поставщиков должны заменить Китай, Индия, Пакистан. Железный закон любой экономики — когда уходит игрок, на его место приходит другой.
Особое внимание к отечественному производителю. Он уже увеличил объемы за два года пандемии. Теперь для ускорения этого процесса нужны только решения в области упрощения государственные регулирования.
Еще один конкретный пример. Ресторан на Петроградской стороне. Общепит за два года пандемии тоже научился быть гибким, но сейчас все ждут фиксации цен от новых поставщиков импорта и отечественных производителей.
Посетителей, по словам владельца, стало чуть меньше. Средний чек тот же, но, что называется с нюансами, если раньше на привычную для кармана сумму можно было поужинать вдвоем, то сейчас это опция для на одного.
Цены в меню сейчас меняются в режиме онлайн. Рестораторы даже отшучиваются: раньше были курсы валют, теперь курсы блюд.
Общепит, безусловно, скоро тоже подстроится под новую реальность — вопросы импортозамещения и новой логистики требуют времени, но не кажутся неразрешимыми. Новая реальность за прошедшую неделю все еще кажется малоизученной и неизвестной территорией. Здесь самым главным становятся финансовая дисциплина и осмысленное потребление. Что касается городского бизнеса — да, кто-то не сможет пройти этот переломный для Петербурга и всей страны момент, но для многих это непростое время станет обретением новых точек роста.