евгения чиркова,корреспондент:
«Азбука в картинах» Александра Бенуа заложила традиции иллюстрированной детской книги в России. Художник решил создать букварь для своего сына Коли. Каждая страница — это завораживающий, сказочный мир.

Александр Бенуа считал, что эстетический вкус надо воспитывать с детства.  Театрализованные иллюстрации решали эту задачу. Конечно, такую азбуку могли позволить себе далеко не все. Цена книги по тем временам была довольно высокой — три рубля. 

Были и менее изящные буквари с большим тиражом и приятной стоимостью. Примета двадцатых годов прошлого столетия — азбуки для взрослых. Время, когда боролись с тотальной безграмотностью. 

ВЛАДИМИР БЕРЕЗОВСКИЙ,организатор выставки «Время азбуки»:
В этой витрине мы можем видеть образцы азбук, сделанных для взрослых. Азбука Маяковского. И стихи и рисунки сделаны самым Владимиром Маяковским. И замечательная азбука редкая Дмитрия Мора. Она выдавалась красноармейцам, шла на самокрутки, и сейчас остались считанные экземпляры.

Вот пример необычной азбуки для взрослых — антирелигиозной. Здесь и свойственные тому времени лозунги, и довольно провокационные иллюстрации от художника Михаила Черемных. 

ВЛАДИМИР БЕРЕЗОВСКИЙ,организатор выставки «Время азбуки»:
Илья Кабаков ассоциируется с современным искусством. А здесь мы можем посмотреть, как он работал в традициях «Мира искусства». Это был Советский Союз, там было строгое понимание того, как должны быть оформлены детские книжки.

Азбука Анатолия Маркуши с иллюстрациями Ильи Кабакова. В букве «З» кипит работа землекопов. «С» показывает все разновидности источников света, которые существовали к 1970-му году. 

ВЛАДИМИР БЕРЕЗОВСКИЙ,организатор выставки «Время азбуки»:
Две азбуки Фёдора Рожанковского. Художник, который работал в Париже, но традиции русской художественной школы, конечно, видны — в изображении животных, детей.

В ХХ веке идея оформить или создать собственную азбуку привлекает многих художников. Букварь — это первая книга человека. И она выходит за рамки учебного пособия. Азбука становится произведением искусства, которое отражает  художественный контекст времени.