Художников прошлого иногда упрекают в том, что они не понимали значения своего времени. Перуджино и прочие рисовали своих Святых Себастьянов, когда Колумб открывал Новый Свет. Уже в прошлом веке художники исправились и оперативно отражали антивоенные, расовые, гендерные вызовы эпохи. Но так — просто комментировать — сегодня уже мало, необходимо непосредственно участвовать в актуальной повестке.
Говоря об экологии — мало сделать работу из мусора, художник должен думать о том, какой углеродный след она оставляет. Экология стала одним из критериев оценки искусства. К примеру, в этом году лучшим музеем мира в категории «Экология» стал Рейксмузеум в Амстердаме — получил пять звезд в международной сертификации зеленых зданий, куда входит эффективность использования энергии и воды, обращение с отходами и транспортная доступность. И это только начало — в планах отключить музей от газоснабжения и полностью перейти на возобновляемые источники энергии.
Кажется, что в таком экологическом идеале — лучше и вовсе не писать, не ваять, чтоб не повышать энтропию Вселенной. Сложно на такое решится — к неотложным проблемам загрязнения современные художники обращаются по-прежнему наглядно и зримо. В пространстве «Севкабель Порт» — масштабная выставка «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности».