Говоря о русском декоративно-прикладном искусстве второй половины XVIII века, стоит сказать в первую очередь о цветном стекле.

По словам хранителя коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа Татьяны Панковой, рецептуру цветного стекла разработал Ломоносов, но парадная посуда из разных видом цветного стекла — кобальтового, рубинового, изумрудного, изготавливалась на фабрике Потёмкина, расположенной в Петербурге.

Многие произведения модно назвать по-настоящему ювелирными. Как например вот такая компотница, которая явно использовалась не только для компотов.

Для того, чтобы получить такое благородное рубиновое стекло, в стекломассу добавлялись микроскопические частицы золота. А стекло выдувается при температуре 1300 градусов, но чтобы получить такой красный насыщенный цвет, его доводили в печи, где температура достигала 700-750 градусов и в зависимости от времени, которое изделие проводило в печи, получался нужный цвет: от розового до глубокого красного.

У стеклодувов каждой страны всегда были свои секреты, но Потёмкин самых лучших своих мастеров отправлял учиться и в Пруссию, и в Англию и именно поэтому у нас в коллекции потемкинской фабрики такой большой выбор цветного стекла. В коллекции Эрмитажа есть две роскошных подсвечника жирандоли из рубинового и кобальтового стекла, это небольшие настольные люстры, которые использовались в середине XVIII века. Жирандоль в переводе с французского — «фонтан», и сама форма этих светильников очень его напоминает.