Варвара Фёдорова,корреспондент:
В 1990 году на сцене Александринского театра прошла большая премьера. «Александр Невский» — пьеса Василия Белова в трёх действиях. Сегодня воспоминания о спектакле вписаны в историю театра. А костюмы и реквизит хранятся как музейные экспонаты.

В заглавной роли – Николай Буров. Режиссёр – Владимир Голуб. Художник-постановщик – Александр Дубровин. «Повествование и своеобразно, и сочно, и впечатляюще» — писали критики о новом спектакле, несмотря на то, что в материал постановки не вошли самые знаменитые подвиги благоверного князя.

Василий Белов в пьесе не рассказывает ни о Невской битве, ни о победе на Чудском озере, упоминает об этом лишь вскользь. Своё внимание драматург и впоследствии — режиссёр сосредоточили своё внимание на последних годах жизни и княжения Александра Невского.
НИКОЛАЙ БУРОВ,народный артист России:
Они наиболее горькие, потому что именно тогда приходилось принимать не победные решения, а решения, которые внешне унижали, но внутренне ум князя позволял оценить перспективу развития, внутренне князь понимал, что он спасает свою родину.

Повествование пьесы о том, как страну теснили с востока и запада и о раздорах между князьями поддерживали сценографические решения.

МИХАИЛ ПЛАТОНОВ,художник-конструктор Александринского театра:

Основная задача была в этом спектакле с точки зрения художника – сделать исторический спектакль о России, об архитектуре, о наших людях. Показать эпоху.

Это повозка татаро-монгольского хана. Здесь актёр Храбров играл хана и там сзади опускалась драпировка – как сожжённая. Она изображала раненную Россию, сожжённую татаро-монгольским иго, раненную Россию.

А в центре сцены располагалась высокая колокольня. Её прообразом стал Дмитриевский собор во Владимире, построенный в XII веке. Не менее скрупулёзно подходили и к созданию костюмов, которые сегодня хранятся в фондах музея.

СВЕТЛАНА СПИРИНА,заведующая отделом музейной экспозиции Александринского театра:
Это платье княжеское было на нашем театральном Александре Невском, где на князе были ещё и доспехи – оно более короткое, а это, конечно же, парадное платье, в домашних сценах, где он общается с матерью и женой, принимает послов.

Тогда 37-летний Николай Буров воплощал образ мудрого князя столь органично, что граница между сценическим и реальным – стиралась.

НИКОЛАЙ БУРОВ,народный артист России:
Спектакль очень остро воспринимался залом. Мне часто приходилось испытывать неловкость, когда в финале спектакль на поклонах, когда кто-то выпрыгивал, вставал на колени, сжимал руками мои ноги и целовал мои сапоги.

В итоге яркая картина о жизни России того времени прожила на сцене всего два сезона, но остались в памяти каждого зрителя, актёра и постановщика.

НИКОЛАЙ БУРОВ,народный артист России:
Когда остается дух, дух деяний этого человека: и князя, и полководца, и дипломата, и святого, когда этот дух помогает жить последующим поколениям – в этом и есть величие той личности, о которой мы говорим.