Варвара Фёдорова,корреспондент:
Денежное Палаццо, Дворец Дожей или… Мрачный символ Невского проспекта? У этого здания много имён, но главное — Дом Вавельберга.

Грузный, массивный дом в стиле неоренессанс, облицованный серым гранитом и богато украшенный маскаронами, пугающий и манящий. Его построили в 1912 году для наследника влиятельной банковской династии, Михаила Ипполитовича Вавельберга на пересечении Невского проспекта и улицы Гоголя (ныне — Малой Морской).

Почему здание было построено именно здесь, в какой архитектурный контекст оно попадало?
Мария Гурьева,экскурсовод:
Здесь оно было построено потому что это самый элитарный район Петербурга, это золотой треугольник. Здесь жило высшее общество, здесь находился яхт-клуб, французские рестораны, где бывали великие князья. Именно поэтому в этом треугольнике было выгодно построить банк, именно поэтому он должен был быть яркий и выделяющийся.

С момента постройки он был примечателен и внутренним убранством. У главного входа — ротонда: она богато отделана мрамором и украшена росписью.

В Ротонде мы можем видеть символы Меркурия — Бога торговли, который всегда покровительствовал купцам, крупным буржуа, банкирам. Из круглого вестибюля через неширокий коридор мы с вами попадём в самое парадное помещение этого дома.

Это был главный операционный зал «Петербургского коммерческого банка» — так он был назван уже при Михаиле Вавельберге, который вырастил бизнес своего отца, но этот интерьер для ленинградцев наиболее узнаваем уже в период 60-х годов уже ХХ века, потому что здесь находились авиакассы, по краям стояли серенькие конторки, здесь можно было покупать билеты и отсюда же ходил шаттл в аэропорт Пулково.

Тогда у здания появилось ещё одно имя — дом Аэрофлота, хотя после Октябрьской революции здесь находились самые разные учреждения.

Мария Гурьева,экскурсовод:
Здесь в 20-е годы была редакция журнала «Сатирикон», который возглавлял Аверченко: здесь печатались Маяковский, Тэффи, Саша Чёрный и другие представители XX века русской литературы, также здесь находился комиссионный антикварный магазин и валютный магазин «Берёзка».

Сегодня в здании расположился отель. Ранее утраченное оформление операционного зала восстановили, теперь здесь проходят спектакли и концерты. А некоторые интерьеры сохранились в первозданном виде.

— Эти комнаты принадлежали лично владельцу этого здания и банка М.И. Вавельбергу.

-Они так же выглядели при нём?

-Мебель, конечно, сейчас не вся та же самая, но дубовые панели и камин со всем декором и живописным сюжетом «Суд Париса» — это всё подлинные вещи, они помнят лично владельца этого здания.

Варвара Фёдорова,корреспондент:
А существуют ли мифы или легенды связанные с этим домом?
Мария Гурьева,экскурсовод:
Да, есть одна забавная история. Когда Михаил Вавельберг уже принимал готовое здание, он ходил и кивал на выполненную работу, он был немногословен и когда уже собирался уходить — обратил внимание, что двери открываются наружу. И висела табличка: «толкать от себя». Он сказал коротко: «Перевесьте. Это не мой принцип. Я привык всё тянуть к себе».

И пусть назначение этого здания несколько раз менялось, но этот принцип дом навсегда унаследовал у первого своего владельца. Тянуть к себе. А точнее — притягивать. Внимание туристов и горожан.