В гостях у программы «Утро в Петербурге» Павел Петров, заведующий отделом научных исследований ГМЗ «Петергоф», автор-составитель альбома «Петергоф. Годы войны».

Марианна Дьякова,ведущая:
Сегодня музей-заповедник «Петергоф» представит альбом «Петергоф. Годы войны». Событие приурочено к 77-летней годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В альбом вошли документы, фотоматериалы из 25 и российских, и зарубежных источников. Это были и частные, и государственные архивы. А откуда удалось получить самые уникальные материалы?
Павел Петров,заведующий отделом научных исследований ГМЗ «Петергоф», автор-составитель альбома «Петергоф. Годы войны»:
Мы давно занимаемся исследованием судьбы Петергофа в годы войны. В прошлом году подготовили двухтомный сборник документов. А когда государственный музей-заповедник «Петергоф» приступал к работе над альбомом, мы понимали, что существует и много интересных фотографий периода оккупации. Понимали, что найти их будет непросто, потому что по вполне объективным причинам фотосъёмка периода войны находится не в отечественных архивах. В основном это немецкая фотосъёмка и находится она либо в Германии, либо в зарубежных частных собраниях. Наша задача состояла в том, чтобы максимально выявить эти материалы для публикации в альбоме. К счастью, отдельные фотографии хранятся в фондах самого Петергофа. Ещё в 90-х и начале 2000-х годов частный коллекционер Баир Иринчеев предоставил около 15 фотографий немецких солдат и офицеров, которые они сделали в 1941-42 годах на территории Петергофа. Часть из них мы опубликовали. В 90-х годах известный немецкий фоторепортёр Гундлах, который был здесь во время войны на Волховском котле и собрал достаточно большое количество фотографий по пригородам Ленинграда и по Волхову, опубликовал даже фотоальбом «История Волховского котла». Несколько его цветных фотографий нашли место в нашем издании. С помощью наших немецких коллег, в частности историка Коринны Кур-Королёв, которая является рецензентом нашего альбома, мы смогли выявить в немецком государственном архиве полтора десятка фотографий, сделанных немецкими фоторепортёрами в 1941-42 годах. Это по-своему интересные и очень страшные фотографии, которые запечатлели Петергоф в сентябре-октябре1941 года. На них даже есть пожар Большого дворца. Много фотографий было в частных коллекциях тех солдат и офицеров, которые воевали на территории Петергофа. Мы связались с владельцами таких собраний: одним англичанином и одним немцем, чьи отцы были тогда здесь. Нам удалось получить с их любезного согласия целый ряд фотографий. Из финского архива мы получили фотографии, которые делались с финского наблюдательного поста, который располагался в годы войны в Петергофе на соборе Петра и Павла.
Михаил Спичка,ведущий:
Фотографии хорошо сохранились или их пришлось реставрировать?
Павел Петров,заведующий отделом научных исследований ГМЗ «Петергоф», автор-составитель альбома «Петергоф. Годы войны»:
Что касается финских фотографий, они представлены на сайте национального архива Финляндии в хорошем качестве. Их можно скачать и публиковать без доработки. А немецкие фотографии тоже в приличном качестве.
Марианна Дьякова,ведущая:
Альбом разделён на четыре смысловых части-главы. Чему посвящена каждая из них?
Павел Петров,заведующий отделом научных исследований ГМЗ «Петергоф», автор-составитель альбома «Петергоф. Годы войны»:
Первая глава посвящена предвоенному развитию Петергофа. Мы постарались взглянуть на него глазами мирных жителей-посетителей музея в период с 1936 по 1941 год. Это фотосъёмка различных людей. Часть из них была сделана и специальной фотоартелью, которая осуществляла съёмку на заказ. Мы показываем документы, которые восстанавливают картину того времени. Они связаны и с инвентаризацией музейных фондов, и с репрессиями в отношении сотрудников, деятельностью музея, работой фонтанной системы. Следующий период рассказывает о начале войны и эвакуации музейного имущества. Представлены документы о ходе эвакуации, которая протекала в несколько этапов. Третий период – боевые действия и оккупация Петергофа. Это самый тёмный период, для его освещения раньше не было источников. А четвёртый период – начало восстановительных работ с 1944 по 1947 год, когда вступил в строй первый фонтан.